В июле практически весь Рунет пестрил заголовками про ногу Эдварда Била, которую вот-вот отрежут. А если отмотать хронологию еще на пару месяцев назад — в середину весны — там все внимание крутилось вокруг популярности треш-стримера Мелстроя. Одновременно с этим активно форсилась кардинально противоположная тема — возможный запрет треш-стримов.
Подпишись на «Гемблинг Кардинал» — сайд-проект Traffic Cardinal, в котором мы рассказываем об iGaming и беттинге. Ждем тебя в Телеграме!
И вот, свершилось: 8 августа Закон о запрете треш-стримов был подписан президентом. Точнее, был подписан ряд законодательных актов, но в рамках статьи для простоты объединим их в закон. При этом хоть закон и запрещает треш-стримы, что эти стримы из себя представляют, он не регламентирует.
Что Госдума подразумевает под словом «треш-стрим», как теперь будут обстоять дела с нишей и что сейчас с Эдвардом Билом, мы и расскажем в сегодняшней статье.
Как закон о запрете треш-стримов повлияет на инфлюэнс-маркетинг
Учитывая то, сколько времени Мелстрой, Эдвард Бил и прочие создатели треш-контента оставались на коне, можно было подумать, что Госдума, как обычно, живет где-то в параллельной вселенной и не в курсе, что реклама ставок на спорт через треш-стримы — крайне популярная тема. На самом деле государство в курсе. Так, например, заявления, что нужно ввести уголовную ответственность за треш-стримы звучали в Госдуме еще в 2020 году. Компетентные органы же держали руку на пульсе еще до того, как тема стала популярной в массах.
Однако госмашина инертна и неповоротлива, поэтому вся эта эпопея растянулась аж на 4 года. Можно подумать, что слово «треш-стрим» не нравится Госдуме по этой же причине, но на деле государство просто не заморачивается с пересмотром своего юридического языка. И в целом это правильно, иначе и без того перегруженные терминами законы стали бы еще раз в 10 сложнее. Однако отсутствие слова «треш-стрим» в законе не отменяет ответственности за проведение таких стримов.
Так, согласно текущим законам, в глазах государства треш-контент простыми словами — это:
Создание и/или распространение фото- и видеоматериалов, демонстрирующих совершенные с жестокостью противоправные действия или их последствия.
Призывы к совершению таких действий с целью хулиганства или получения выгоды.
Проявление ненависти или вражды к национальной, религиозной или иной социальной группе.
Причем новый закон добавляет не только штраф за треш-стримы от 100К до 200К для физлиц и от 800К до 1 млн для юрлиц, но еще и конфискацию всей аппаратуры, используемой для создания и распространения такого контента. Для некоторых видов преступлений дополнительной мерой наказания будет запрет пользоваться интернетом и занимать определенные должности. Сам факт распространения треш-контента теперь считается отягчающим обстоятельством.
Проще говоря, любое фото или видео, где как-либо нарушается закон и при этом имеет место жестокость, может быть расценено как треш-контент. А если такой контент распространяется — за это накинут больше годиков. И конечно же, в лучших традициях, доступ к такому контенту будет блокироваться с помощью РКН. Ну или во всяком случае должен блокироваться по закону.
Что будет сейчас с Эдвардом Билом, Мелстроем и нишей в целом
Казалось бы, подобные меры должны если не искоренить треш-контент в Рунете, то как минимум сильно минусануть возможности инфлюэнсеров. А это, в свою очередь, должно сказаться на профите арбитражников. Но спешим вас обрадовать — на нише это практически никак не скажется.
Во-первых, потому, что отсутствие возможности работать с треш-стримерами высвободит ресурсы для работы с обычными инфлюэнсерами. Во-вторых, потому, что те зрители, которые раньше могли занять досуг потреблением треш-контента, теперь, скорее всего, просто переключатся на другой контент. Если, конечно, речь не о тех, кто помешан на подобном — они за подобный контент и заплатить готовы, а это уже отдельная история (и статья).
Ну и в-третьих, потому, что треш-стримы — это далеко не единственный источник трафика. Да и сами арбитражники чаще всего вообще льют не на РФ — а в других ГЕО свои законы и свои треш-стримеры. Так что переживать из-за запрета треш-контента в РФ веб-мастерам точно не стоит. Единственные, кто может из-за этого потерять профит, — это реклы. Но и они довольно быстро найдут, на что переключить свои ресурсы.
А как там Эдвард Бил? С ним все окей, хотя новость про его ногу за сутки успела облететь чуть ли не всю Телегу. Во всяком случае так утверждает информационный ресурс Mash, по версии которого блогеру не только успешно сделали операцию, но и в принципе серьезной угрозы не было. А вся эта эпопея с риском заражения крови не более чем попытка похайпить.
Подводя итоги
В сухом остатке остается следующее:
Треш-стримов в теории должно стать меньше.
Ногу Эдварду Билу не отрежут, а вот контент ему, вероятнее всего, придется снимать другой, ибо зарабатывать на треш-контенте станет невыгодно.
Инфлюэнс-маркетинг без треш-стримов не умрет — есть множество разновидностей нормального контента. Однако тем, кто жил за счет трешачка, придется адаптироваться к новым реалиям — законы весьма жесткие, и искушать судьбу не стоит.
В остальном же все будет как раньше.