Гемблинг у всех свой: каждая страна вводит уникальные законы, основанные на собственном опыте. И хотя кажется, что есть общие логические принципы, действующие везде, это не так: причуды законодателей крайне разнообразны. Сегодня на примере Индии мы рассмотрим уникальное правило game of skill and game of luck, но сперва небольшой исторический экскурс.
Сквозь века
Традиции индийского гемблинга берут начало с незапамятных времен, а знаменитые партии в кости, решавшие судьбу истории, описаны в Махабхарате и других священных изданиях. В той или иной степени всем народам была присуща страсть к азарту, и индусов это тоже коснулось. Приход западных колонизаторов не остановил процесс, а ускорил: появился крикет, современные игральные карты и другие развлечения. Показатели лудомании пошли вверх, и новым властям нужно было что-то предпринимать.
В 1867 году колониальная администрация приняла закон об азартных играх в общественных местах. Там есть много любопытных моментов, о которых можно написать отдельную серию материалов, но мы коснемся только одного. Англичане решили пресечь азартные игры на территории колонии и ввели в использование термины Game of luck и Game of skill, разделив все игровые развлечения на две большие категории.
Сегрегация удовольствий
Под Game of luck законодатели определили те игры, где успех зависел от удачи и происходил по воле случая. В такой игре даже крайне опытный игрок будет иметь столько же шансов, сколько знающий правила новичок, а закономерностей нет или они носят локальный характер.
Game of skill — нечто противоположное: тут у игрока может быть преимущество в виде интеллекта, физической силы, чувства юмора или чего угодно. Неважно, что именно он может использовать, важно, что он это может.
Игры удачи в индийском законодательстве были запрещены: за организацию грозило наказание вплоть до тюремного срока. Игры на мастерство считались законными и лишь облагались налогами. Вряд ли нужно пояснять, что большинство азартных игр попали в первую категорию.
Примеры games of luck: кости, рулетка, лотерея.
Примеры games of skill: шахматы, домино, пазл-игры.
Нюансы трактовок
Что не так с этим концептом, если на первый взгляд он кажется разумным и очевидным? Все дело в том, что есть множество игр, где исход зависит от обоих параметров. Задумайтесь на секунду и скажите, к какой категории следует отнести покер, где раздача абсолютно случайна, но выигрыш определяется умением блефовать?
Именно с покером связано несколько драматических страниц в современной гемблинг-истории Индии. Ранее эта игра была разрешена только на Гоа, Сиккиме и Дамане, где в целом царят либеральные порядки. Нелегальные клубы были частым явлением, и в 2014 году полицейские Бангалора провели рейды по таким местам, арестовав более 50 человек. Им грозили огромные штрафы и годы в тюрьме. Как они вышли из ситуации? Наняли грамотных юристов, и те… доказали, что покер — это game of skill. С тех пор отношение к карточной игре стало мягче и регулируется порядками каждого штата.
Правовой парадокс заключается в том, что, хотя в Индии любая территориальная единица имеет право вводить свои законы, страна по-прежнему следует британскому акту о гемблинге 1867 года. Прошло более 150 лет, сама Великобритания кардинально поменяла законы в сторону либерализации, а ее бывшая колония по-прежнему следует викторианским законам.
Национальный обычай
У индусов есть собственный «дурак»: из карточных забав здесь особенно любят рамми. В этой игре нужно составлять комбинации и избавляться от карт, которые выпадают в случайном порядке. Порядок определения рамми в законах был предметом споров долгие годы, пока в 1968 году Верховный суд Индии не постановил считать его игрой навыка. Почему так сложилось? По аналогии с покером, это игра, в которой есть не только случайности, но и математика с расчетами и возможность чтения действий соперников.
Кстати, рамми — это не просто локальное развлечение, но и отличный инструмент для рекламы и составления креативов. По популярности он уступает разве что крикету и для индийских гемблеров не менее привлекателен, чем покер.
Where the difference is
Разница между играми на удачу и мастерство незримо пролегает не только в Индии, но и во всех сводах правил о гемблинге. Неспроста к беттингу закон обычно проще: ставки на спорт предполагают определенные коэффициенты на победу каждой из сторон, которые просчитываются за счет объективных факторов. И хотя андердог может победить фаворита, есть статистика, на которую и полагаются бетторы.
Рулетка или игровой слот — это, конечно же, game of chance, с чем сложно спорить. Легализация таких азартных игр в мире откладывается в связи с тем, что выигрыш в них не определен ничем, кроме везения. И если в большинстве государств регуляции откладывают ввиду последствий азартных развлечений, то в Индии решили пойти от обратного и указывают на причины: chance есть у каждого, но порядок его выпадения не определен, а значит, это лудомания в чистом виде.
Кстати, вот вам забавный факт напоследок: Gambling act 1867 года, на который до сих пор ориентируются в Верховном суде Индии, по понятным причинам не говорит ничего про iGaming. Поэтому в большинстве индийских штатов онлайн-гемблинга как бы нет: не разрешен, не запрещен — просто не упомянут.
Вывод
Индийское законодательство было написано не местными жителями, но они охотно его приняли как наследие англичан и все еще отчасти используют, а разделение игр на удачу и мастерство — вроде бы ретроградная, но по-своему разумная мера, актуальная до сих пор. И это лишь одна из многих историй о хитросплетениях гемблинг-законов по всему миру.