Криптоиндустрия практически не знает жестких конфликтных ситуаций, которые часто случаются в корпоративном мире. Ведь конкуренция в основном носит технологический характер, а основатели проектов предпочитают не враждовать, а кооперироваться. Острые противостояния если и бывают, то только с «внешними игроками», к примеру противостояние криптобиржи Binance с Минюстом США.


Отсюда большой интерес к начавшейся недавно публичной атаке на проект Monero — с попыткой захвата 51% хешрейта для получения полного контроля над блокчейном.
В этой статье постараемся разобраться, в чем привлекательность проекта Monero, кто стоит за этой атакой и есть ли у нападающих шансы.
Что такое Monero?
Криптопроект Monero (тикер XMR) считается довольно старым по меркам криптоиндустрии, ведь стартовал еще в 2014 году, когда курс Bitcoin колебался около $450, а до запуска Виталиком Бутериным Ethereum оставалось еще целых 15 месяцев.
Как и Bitcoin, Monero был запущен по модели Proof of Work — для подтверждения новых блоков участники должны выполнять различные вычисления, за что получают крипту (это и есть тот самый майнинг). Однако, в отличие от Bitcoin, Monero не имеет лимита на количество монет.
В основу идеологии Monero была положена полная анонимность: протокол использует множество различных криптографических методов для сокрытия деталей транзакции. И тут снова яркое отличие от Bitcoin, все транзакции которого публичны и открыты.
Причина анонимности Monero в ряде уникальных механик:
Кольцевых подписях (Ring Signatures), которые скрывают отправителя, смешивая его публичный ключ с другими, так что выявить его становится невозможно.
Кольцевых анонимных транзакциях (Ring Confidential Transactions), скрывающих суммы, передаваемые Monero.
И в одноразовых анонимных адресах (Stealth Addresses), которые позволяют анонимно принимать криптовалюту.
По итогу Monero, согласно одному исследованию 2022 года, является неотслеживаемой криптовалютой. Об этом, разумеется, знают криптопреступники, из-за чего Monero получило широкую популярность как инструмент для криптоджекинга (на ПО жертвы загружается скрытый майнер, который добывает Monero на кошелек хакера), отмывания денег, торговли наркотиками и другой запрещенкой.
Из-за этого на Monero постоянно оказывалось внешнее давление: в 2024 году монету делистнули Binance и Kraken, а в 2025 году ЕС запретил компаниям владеть анонимной криптой (в том числе и Monero).
Впрочем, проект продолжал работать успешно, пока на горизонте не появился проект Qubic и его основатель Сергей Иванчегло.
Кто такие Qubic?
30 июня проект Qubic выпустили короткую статью в блоге, где расписывали свою концепцию и упомянули, что во время простоя майнерских мощностей они будут добывать на них Monero. С этого все и началось.
Но начнем с самого начала. Основателем QUBIC является некий Сергей Иванчегло. Про него есть статья на Medium, где говорится, что он из Беларуси, с детства увлекался разработкой компьютерных игр, а позже получил степень бакалавра в области электроники и искусственного интеллекта и более 20 лет работал разработчиком.
В крипту он попал довольно рано, в 2013 году он уже был довольно популярной персоной в сообществе проекта NXT.
В 2014–2015 годах он участвовал в создании проекта IOTA, однако в 2018-м разгорелся конфликт с другими участниками проекта, из-за чего в 2019 году он отошел от управления.
В 2022 году он основал Qubic. Название проекта — это сокращение Quorum-Based Computation (переводя на русский, вычисления на основе кворума).
У проекта есть токен QUBIC, который является утилитарным и используется для обеспечения работы блокчейна.
Заявленная цель криптопроекта — сделать майнинговые вычисления полезными. Если сегодня майнинг Bitcoin, по сути, означает бессмысленные операции с цифрами, то Qubic совмещает майнинг с обучением собственного ИИ (AIGarth, который по заявлениям должен стать AGI к 2027 году), обеспечивая реальную пользу от нагрузки на процессоры.
В 2025 году майнеры, обучающие искусственный интеллект, начали простаивать примерно 50% времени, ведь вычисления уже были сделаны и нужно было ждать завершения цикла обучения.
Итак, было решено во время простоя начать майнить Monero, конвертировать его в USDT и выкупать собственный токен QUBIC и сжигать его, создавая тем самым дефляцию (и вызывая рост цены).
Ход конфликта
Началом конфликта можно считать 24 июля, когда в сети стали появляться первые развернутые публикации про «Monero под атакой». К 28 июля доля майнинг-пула Qubic достигла 40% от хешрейта. При достижении 51% Qubic получает полный контроль над Monero и гипотетическую возможность:
отклонять намайненные другими пулами блоки, создавая свою монополию на майнинг;
отклонять и задерживать транзакции;
самостоятельно вносить изменения в протокол Monero;
потенциально отслеживать и раскрывать получателей и отправителей транзакций.
Однако сам основатель Qubic в своем X четко заявил, что не хочет нанести никакого вреда проекту и планирует добиться устойчивого доминирования в хешрейте одним простым действием — переключить всех честных майнеров на QUBIC, так как майнинг через другие пулы будет нерентабельным. В пул Qubic, со слов Иванчегло, будет закрыт доступ для хакеров и ботнетов.
С каждым днем конфликт разгорался все агрессивнее и агрессивнее: сначала в ход шли угрозы, DDOS-атаки и ожесточенная пропаганда. Противники Qubic объединились вокруг пула SupportXMR.
К 28 июля Qubic достиг планки в 40% хешрейта, остановившись в одном шаге от 51%.
Однако затем доля Qubic начала сокращаться — до 34,9% 31 июля. Пул SupportXMR немного отставал — у него был 31,1%.
При этом противостояние серьезно увеличило хешрейт в сети — примерно на 33% с уровней февраля-апреля. Так что получить 51% стало сложнее. Далее попробуем разобраться, насколько это реально для Qubic.
Кто победит: Qubic или SupportXMR?
Для начала стоит привести небольшую статистику: подавляющее большинство (70–80% случаев) подобных атак в крипте при грамотном планировании являются успешными.
Из недавних примеров — атака на Bitcoin SV (2021), атака на Firo (со схемой double-spending) и так далее.
Однако в каждом из подобных случаев выбирался проект с достаточно низким хешрейтом, что позволяло злоумышленникам проворачивать простую схему: быстро арендовать необходимую серверную мощность, захватить кратковременный контроль над блокчейном, провести несколько мошеннических транзакций за этот промежуток времени и уйти.
В случае Monero хешрейт достаточно велик, что означает невозможность «захвата с наскока». Поэтому Qubic избрала другую стратегию — публичное объявление о своих планах и переманивание майнеров существенными стимулами (сейчас майнить в пуле Qubic выгоднее, чем в других пулах).
Вознаграждение за майнинг Monero составляет примерно $136К в сутки, так что перекупать майнеров для Qubic сравнительно легко и дешево.
На пике у Qubic было 45% хешрейта, и велика вероятность, что атака завершится успешно. Об этом свидетельствует и рост цены QUBIC — с рыночной капитализации в $170 млн перед началом атаки до $340 млн на пике.
Однако, учитывая, что дедлайн атаки поставлен до 31 августа, SupportXMR все-таки может выдержать осаду. Правда, шансов на это не особенно много.
Выводы
Monero может стать интересным экономическим экспериментом и одним из ярких примеров нового типа конфликтов в криптосекторе между разными сторонами за контроль над проектом.
Суть атаки 51% заключается в попытке захватить контроль над формированием новых блоков в Monero пулом Qubic и тем самым провести ряд изменений в блокчейне.
Противостоит Qubic пул SupportXMR, который немного уступает в доле хешрейта.
На данный момент больше шансов опытные криптоинфлюенсеры (вот один из примеров) отдают Qubic, считая, что атака завершится успешно.