В новом выпуске Crypto Reality Олег отправляется к Саше в гости в США! Ребята говорят о жизни в Штатах, ее дороговизне, переезде и воспитании детей. А еще, разумеется, про крипту, рынок, ставки и планы после года ведения реалити. Узнаем больше в выжимке от Traffic Cardinal!
Прошел уже год. Несмотря на то, что Александр не хотел изначально быстро запускать проект и признается, что присоединился к Crypto Reality без особой охоты, сейчас уже можно подводить некоторые итоги.
О США
Уже несколько месяцев Александр с семьей живет в Америке. Говоря о Нью-Йорке, он начинает с минусов: большие налоги, много бездомных, зимой — холод и снег. В этом контексте удобнее и выгоднее Флорида, Майами: это самый лояльный по налогам штат. Как рассказывает Саша, туда массово мигрируют американцы из-за налоговых удобств. Если в Нью-Йорке государству положены 50% ваших доходов, то в Майами — 30%. Впрочем, в действительности люди пользуются разными схемами и вычетами, чтобы сократить налоги, и фактически платят всего 15–20%.
«Смысл злиться на другие правила, если их все равно нужно будет принять? Если эти правила не нравятся, можно уехать, например в Испанию или в Варшаву», — Александр Гнатенко.
Сам Саша опирается на то, что сам слышал от других касательно адаптации: первые 2 года «новичку» очень сложно, еще 3 — он активно привыкает, а уже через 5 лет можно считать себя своим. За год, проведенный в США, Александр «все время в бегах». Было много сложностей с переездом, документами, работой. Было состояние регулярной гонки.
«Когда я три дня должен быть на конференции, я провожу там четыре. Три дня с утра до ночи нетворкаю, а на четвертый день — гуляю по городу, хожу в спа, отдыхаю. Когда приезжаю домой, обычно играю с детьми и рассказываю Маше [жене], что интересного происходило. Но после трех дней нетворкинга невозможно быть в хорошем состоянии. Так я помогаю себе не выгорать», — Александр Гнатенко.
Уже в июле 2023-го Саша признается, что привык к штатам. Он много общается с людьми, ему нравятся открытые, приветливые люди. Что касается безопасности, Саша отмечает: все зависит, в каком районе ты живешь. В его районе он чувствует себя совершенно безопасно. А ходить в опасные места он не видит смысла — такое есть во всех странах.
Своего старшего сына Александр отдал в садик Монтессори. Это техника самообучения детей. Саша гордится, что его ребенок уже многое знает для своего возраста и быстро обучается новому.
«У американцев культ праздников. Видимо, это подпитка энергией. Чтобы мочь поддерживать себя в рабочем состоянии в буднях», — Александр Гнатенко.
Что касается Майами, Саша признается, что там «почти никто не работает». Такие люди держат бизнесы. Работает тот персонал, который поддерживает эту инфраструктуру. В менталитете американцев заложено, что, если ты работаешь, значит, Бог тебя любит. Поэтому в штатах люди стараются работать так много, как они могут.
«Америка — столица капитализма», — Александр Гнатенко.
После переезда в Штаты Саша стал работать больше. Из-за разницы во времени между его городом и европейским часовым поясом его утро начинается с пула наиболее важных задач. Нет времени на раскачку — ведь у сотрудников из Европы уже обед, и они сделали некоторую работу, к которой нужно подключаться. Когда же у Саши обед — его коллеги уходят домой в вечернее время. Поэтому его рабочее время заканчивается приблизительно тогда же.
«Когда у тебя во дворе океан, не хочется работать — хочется отдохнуть. Но и в обратную сторону это работает тоже. Когда видишь из окна океан, понимаешь, зачем ты все делаешь», — Александр Гнатенко.
Когда речь заходит о стоимости жилья, Саша отвечает, что аренда дорогая. Чтобы арендовать квартиру, которая «ему понравится», нужно около $5 тыс. Как в Нью-Йорке, так и в Майами. Он снимает квартиру за $7 тыс. и следом отмечает, что такие апартаменты он бы не стал покупать.
«Квартиры, которые мне прямо нравятся, стоят $15–20 тыс. Но прежде чем тратить такую сумму на квартиру, нужно быть психологически к ней готовым», — Александр Гнатенко.
Чтобы в Нью-Йорке жить нормальной жизнью с семьей из 4 человек, как говорит Александр, нужно около $20 тыс. На $15 тыс. вы уже не сможете позволить себе питаться вне дома более одного раза в неделю. Но если жить не в Нью-Йорке, жить можно намного дешевле.
«Но, смотря правде в глаза, если ты живешь один и без семьи, то можно жить и в коробке. Я понимаю, что реально прожить и на $2 тыс., особенно если ты настроен исключительно на работу», — Александр Гнатенко.
Саша переехал в США потому, что сильно этого хотел. Он давно смотрел в сторону этой страны, ему нравились ее порядки и возможности.
«Я нигде себя не чувствовал таким нужным и счастливым, как в Америке. Так получается. Я изначально человек, который мог уехать просто так, но ряд вещей держали дома», — Александр Гнатенко.
Итак, на вопрос, сколько Саша тратит в месяц, он отвечает:
«Я считал расходы только два месяца, а потом бросил. В первый — получилось $19 тыс., а во второй — $20,5 тыс. Математика простая: 7 тыс. — квартира, 1 тыс. — садик на одного ребенка, 4 тыс. — еда. Это самое необходимое. А дальше — походы в рестораны (один визит не менее $200), спортивные события и другое. Например, уборщица, стрижки, массаж», — Александр Гнатенко.
Саша делится: эти расходы тяжело сократить. Например, у него была травма спины, после которой он восстанавливался 14 месяцев. Теперь, ведя сидячий образ жизни, он не может пропускать приемы у массажиста. Если он запустит состояние здоровья — его уже будет не вернуть. В месяц это обходится около $600.
Метраж Сашиной квартиры — 160 кв. м + 35 терраса. Это первая линия от океана. Недалеко от Александра живет его друг за $2 тыс. Это уже не первая линия, а квартира около 70 кв. м.
О крипте
За прошедший год ребята «покупали, продавали и стейкали». Еще они могли заниматься ретродропами и ICO. Это те темы, которые сейчас дают деньги.
«Давайте будем честны. Если вы предприниматель и в какой-то теме почувствовали десятку, и вы понимаете, что там можно масштабироваться, вы будете все направлять туда. Так у каждого», — Александр Гнатенко.
Одна из наиболее профитных тем сезона — ретродропы. Это, как объясняет Александр, когда вы тестируете блокчейн на ранних стадиях со своего аккаунта. Буквально это значит: вы просто пользуетесь аккаунтом до того, как вышел токен. Что-то покупаете, что-то продаете. А потом проект ретроспективно вознаграждает участников своими токенами. Это может дорого стоить. Ретродропы запустила отчасти Aptos. Компания «раздала» таким способом $300 млн.
«Худшее, что вы можете сделать, — зайти в актив, когда вышли из него, а он потом вырос. Нужно только принять, что вы не смогли “досидеть” до максимальной цифры, и контролировать FOMO*», — Александр Гнатенко.
* FOMO — синдром упущенной выгоды.
После того как начался хайп на ретродропы, Arbitrum раздал $1 млрд и уже «все откупил». При этом ретродропы — это не серая история, как утверждает Саша. Компании борются с мультиаккерами. Глобальная суть в том, чтобы привлечь как можно больше реальных тестировщиков, которые будут «разгонять» сеть. Если они предложили бы Александру $10 за то, чтобы он присоединился, он бы отказался. Но другое дело — когда они предлагают $500 и больше, даже если ретроспективно.
«Я думаю, эту тему быстро убьют, ее просто высушат. Будет фарминг, фермы», — Александр Гнатенко.
Весной 2023 года SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) признала несколько десятков криптовалютных токенов ценными бумагами. После этого решения Комиссии для Александра очевидно, что нужно переводить активы в Ethereum. Покупать дополнительные «ценные бумаги» он бы не стал.
«Все вокруг двигает рынок ближе к фонде — чтобы крипта стала акциями, ценными бумагами», — Александр Гнатенко.
Как отмечает Олег, он уверен, что в 2023 году что-то подобное сделает Uniswap, потому что «неприлично столько зарабатывать и забивать».
Когда токен объявит MetaMask, по оценкам Александра, TWT «сразу пампанет». Правда, в 2023-м MetaMask не выйдет. Поэтому до 2024-го нет смысла расти в TWT.
Важный поинт от Саши: в чем суть Bitcoin и почему деньги — пыль? Всю жизнь человек работал и зарабатывал себе на какой-то кусок продовольствия, машину, квартиру. Потом вышел «какой-то дядя», который сказал: «Я сейчас напечатаю этих денег, как у вас еще, и ваши обесценятся». Такая суть инфляции.
Также важно отметить существование CFTC — Комиссии по торговле товарными фьючерсами. Это центральный орган госуправления США, который контролирует исполнение закона о товарных биржах. Этот орган выступает за легализацию крипты. Около Bitcoin сейчас идут политические игры, как говорит Александр. В этой теме люди могут зарабатывать миллионы.
Помимо ICO и ретродропов, Олег и Саша также не лезут в Play-to-earn. Это игры, в которых люди получают деньги за выполнение поставленных задач либо за реализацию игровых предметов. За это получают приблизительно $2 в час. Также ребята не задействовали свои силы в NFT. Почему?
«Потому что я пытаюсь, чтобы мы зарабатывали», — резонно замечает Александр.
Саша делится прогнозом: ему кажется, что на выборах победит Десантис. А он, в свою очередь, поддерживает легализацию крипты и ее вывод на новый уровень.
Заключение
Саша делится взглядами на следующий год проекта: цифры не будут плохими, но и не будут хорошими. Рынок динамичен, и нельзя однозначно ответить, как сложится ситуация. Проекту исполнился год, и пока ребята не собираются закрывать его. В ближайшее время мир крипты ожидают новые потрясения и буллраны. Следите за будущими выпусками Crypto Reality!