Мир беттинга причудлив и многообразен: в каждом виде спорта свои правила и события, на которые можно ставить. Из всех особенно выделяется теннис — два игрока перебивают мяч на корте, судья переключает счет, зрители смотрят с трибун. Но иногда добавляется еще одна сторона в лице ставочников, не всегда честных. Почему так сложилось и чем известны теннисные договорные матчи? Попробуем разобраться.
Дисклеймер: Статья носит исключительно ознакомительный характер. Мы не призываем участвовать в подобных схемах.
Идеальный спорт
Теннис входит в число самых популярных видов спорта, но, в отличие от футбола и баскетбола, не требует большого количества участников. В парном теннисе участвуют четыре спортсмена, а в намного более популярном одиночном — только двое. Игра состоит из сетов, которые раскладываются на геймы, а геймы — на отдельные очки. В одном матче могут быть сыграны сотни очков, и каждые станут объектом ставки, а ведь еще есть тоталы, форы и точные счета!
Чтобы в теннисе произошел договорной матч на большую сумму, достаточно участия одного спортсмена, и ему нужно сделать совсем немного — проиграть нужный сет, гейм или пойнт (очко). Остается последний вопрос — зачем теннисистам вообще участвовать в таких сомнительных мероприятиях?
Все дело в том, что в теннисе есть Джокович, Надаль и Федерер — легенды, заработавшие миллионы на своих победах и рекламе. Есть когорта фаворитов вслед за ними, есть крепкие середняки, линия которых заканчивается примерно к концу первой сотни мирового рейтинга. А есть аутсайдеры — эти ребята мечтают выигрывать турниры Большого Шлема, но болтаются в ТОП-200 и ниже. Они участвуют в основном в турнирах ITF, где за участие дается 100–300 долларов, а в лучшем раскладе за победу — несколько тысяч.
Сопоставьте это с фактом, что в индивидуальном виде спорта намного сложнее найти спонсора, и многие обеспечивают себя сами, посчитайте расходы на билеты на турнир, гостиницу, сопровождение тренера — в результате выйти в плюс почти невозможно. Теннисисты низшего эшелона становятся идеальной аудиторией для ставочников.
Как это работает
Разберем на реальном примере из теннисного турнира.
Имя Марка Филлипса впервые прогремело после матча российского теннисиста Николая Давыденко против аргентинца Мартина Вассальо Аргуэльо. Давыденко, будучи абсолютным фаворитом игры, выиграл первый сет и повел во втором, но внезапно ход матча изменился — второй сет забрал Аргуэльо, а в третьем россиянин снялся. По ходу матча конторы зафиксировали огромный вал ставок на аутсайдера, а в итоге неназванные ставочники сняли миллионы выигрышей. Британская биржа ставок начала собственное расследование по итогам матча, и Филлипс как главный аналитик не только подтвердил его договорной характер, но и вышел на несколько договорных синдикатов и разобрал принцип их работы.
Один из синдикатов делал ставки преимущественно на российских игроков, обладая инсайдерской информацией по матчам. Другие работали из Италии и организовывали договорняки на турнирах любого уровня, в том числе на Уимблдоне и Ролан Гарросе. Характер ставок на игры приводил к мысли, что в сомнительных матчах могли быть замешаны оба игрока, а суммы выигрышей доходили до сотен тысяч долларов за одну игру.
Как эти синдикаты находили клиентов? Ответ в следующей истории :)
Как теннисист проиграл с целью выиграть
Николас Кикер родился и вырос в аргентинской семье среднего достатка. Его мама работала учительницей, папа — тренером. Они брали переработки, чтобы оплачивать тренировки сына, и карьера сына пошла вверх. Кикер ездил на 40-часовых автобусных рейсах, чтобы сэкономить на билетах, возил с собой струнный аппарат, чтобы не платить за перетяжку струн на месте. К 2015 году он вошел в ТОП-200 мирового рейтинга. Чтобы развиваться дальше, нужно было выезжать на международные турниры, но денег у аргентинца на это не было. Помог случай.
В том же году на Кикера вышел якобы спонсор — человек, который предложил спортсмену вкладываться в него, чтобы отбить свои инвестиции, когда аргентинец выйдет в ТОП рейтинга. Сначала Кикер отказался, но спустя недели и месяцы уговоров речь зашла о том, чтобы сдать матч за 15 тысяч долларов. Это была игра против Джованни Лапенти на турнире серии Челленджер — еще одном низкооплачиваемом соревновании. Кикер согласился, но что-то пошло не по плану, и нарезка игры попала на YouTube.
Кикер считался фаворитом игры и вел по началу матча, но чем больше он выигрывал, тем больше шло ставок против него. С учетом крайне странного рисунка игры и нервного поведения спортсмена (он нелепо проигрывал очки и постоянно смотрел на судью) букмекеры заподозрили его в нечестной игре и передали данные в Tennis Integrity Unit — орган, расследующий договорные матчи в теннисе. Это было только начало.
Возможно, вину Кикера и не признали бы, но оператор, который сотрудничал с ним, рассказал о договоре с аргентинцем другому теннисисту, Марко Трунжеллити, когда убеждал его слить матч. Расследователи вскрыли алгоритм международной организации, которая вербовала теннисистов, чтобы заработать деньги на ставках. Схема выглядела просто:
- Доверенным лицом был другой аргентинский теннисист, много с кем знакомый, он и убеждал спортсменов идти на риск.
- Связь с игроками осуществлялась только через мессенджеры, игрок никогда не видел в лицо организаторов, кроме человека из предыдущего пункта.
- Ставки делались через случайных людей, чтобы избежать раскрытия.
- Если матч проходил «удачно», после выхода с корта игрок получал конверт с наличными.
Николас Кикер был дисквалифицирован из мира спорта на 6 лет, из которых половина срока шла условно. Позже из наказания убрали еще 4 месяца: Кикер снялся в ролике про договорные матчи для TIU. Аргентинец вернулся в тур в 2021 году и даже попробовал реанимировать карьеру, а его история остается поучительной для всех теннисистов, которые задумываются о сдаче игры за деньги.
TIU
Теннисный Интерпол — так называют карательный орган, цель которого заключается в выявлении договорняков. Организацию создали все крупные теннисные федерации вместе, и она ответственна за ввод многих жестких правил. Одно из них — это наказание даже за несообщение о предложении сыграть договорной матч. Сейчас, если теннисист получает такое сообщение от незнакомого человека, он должен обратиться в TIU и рассказать все подробности.
Работа TIU проходит в атмосфере жесткой секретности — деятельность отдела проходит под завесой тайны, обвинительные решения публикуются в сжатом виде без указания подробностей.
Вывод
Бороться с нечестной игрой можно одним способом: поднимать оплату игрокам низкого уровня, чтобы убрать соответствующую мотивацию, и меры к этому уже предпринимаются. Проблема договорных матчей существует и на высшем уровне, поэтому деятельность таких организаций, как TIU, вполне оправдана.
Дисклеймер. Статья носит исключительно ознакомительный характер. Мы не призываем участвовать в подобных схемах.