Продукты компании Meta* недоступны на территории России с марта 2022 года, что крайне усложнило жизнь простых арбитражников.
Залиться через Фейсбук* можно, но цена на расходники растет, а их доступность падает. Крупные игроки белого рынка учатся работать с российской аудиторией через альтернативные инструменты, по тому же пути идут и вебы, но получается не у всех. В материале говорим про арбитражный рынок в стране и его состояние после двухлетних изменений.
Цель определяет средства
Если вы хотите заниматься арбитражем трафика и находитесь в России, у вас есть два пути: русскоязычная аудитория (включая СНГ) и бурж. Кто-то еще помнит, каким заветным и далеким это слово было лет 5–7 назад, а сегодня умение работать с другими ГЕО — не преимущество, а практически необходимость, чтобы остаться на плаву.
Для вебов, которые работали с зарубежными ГЕО, изменилось не слишком много. Можно выделить несколько ключевых аспектов, которые повлияли на результат:
- Бан российских платежных методов. Действительно, платежки стали главной проблемой, и если еще недавно можно было выпускать виртуалки условного Тинькова, то теперь решение усложнилось: нужно выпускать карты соседних стран или покупать услуги посредников вроде EPN.
- Комиссии по всем платежам. Переплатить придется не только за карты для открута: оплата многих сервисов или вывод денег с баланса ПП плавно мигрируют в сторону криптовалют (прежде всего, USDT) и различных кошельков наподобие Capitalist, что также срезает от маржи лишние проценты.
Бан платежек, конечно, был неприятным явлением и заставил рынок меняться, но явно не в той степени, в какой эффект блокировок сказался на тех, кто работал с родным ГЕО.
Российский трафик
Фейсбук* и Инстаграм* — уникальные источники, не так много в мире соцсетей, которые распространены почти во всех странах. Многие связки по ним конвертили вне зависимости от ГЕО (с учетом адаптации, разумеется). Тем интереснее, что стало с трафик-рынком в России за два года.
Можно с уверенностью констатировать, что по многим вертикалям блок нанес ощутимый удар. К примеру, заливая на гемблу через Инстаграм с ROI 70–100% в январе 2022 года и имея стабильный профит, многие не подозревали, что лавочка совсем скоро прикроется. В итоге методы, которые конвертят везде, стали просто недоступны — и связка «креатив — приложение», и бесчисленные воронки инфлюэнс-трафика.
Еще одно последствие — это рост конкуренции по другим ГЕО. Например, СНГ: где таргет работает исправно, перенасыщен рекламой товарки, гемблинга и беттинга. У команд и соло-игроков переизбыток накопленных креативов, воронок и методов работы с трафиком, поэтому те же Беларусь и Казахстан сегодня хорошо представлены во многих ПП. Но вот куда арбитражники льют в самой России, где аудитория все равно несравнимо больше?
Здесь надо понимать, что на замену ФБ* пришли другие источники (и это нормально: бюджеты у людей оставались, а тестировать что-то надо), но полноценно встать на место крупнейшей рекламной площадки в мире никто не сможет, если только эта площадка сама не вернется. Рекламодатели вполне оправданно сделали расчет на увеличение предложений по другим ресурсам.
В сухом остатке у вебов не слишком много вариантов, как работать с российской аудиторией:
прочие социальные сети и мессенджеры;
контекстная реклама;
тизеры, пуши, нативки, спам.
Ни у одного из источников не было столько возможностей, сколько давала Meta*. ВКонтакте и Telegram получили большой прирост пользователей, но существенно вырос только белый рынок — на первой платформе модерация достаточно специфическая, а на второй в принципе нет таргета в том виде, какой нужен для заливов на популярные вертикали.
Резюмируем: рынок изменился, но не получил весомой альтернативы предыдущим источникам, из-за чего объемы трафика по многим направлениям просели. Да и веб-мастеров стало меньше, многие переориентировались на бурж, где ограничений нет.
Плюс в мире появилось сотни тысяч россиян-эмигрантов, которые Инстаграмом* пользуются, так как находятся не в РФ. На них таргетироваться можно как минимум через язык устройства, и это не слишком маленькая аудитория, чтобы не заметить ее. Правда, и не слишком большая, чтобы заменить объем рынка до 2022 года.
Образ будущего
Если с рынком белых офферов все обстоит вполне неплохо и даже условный инфобизнес успешно продвигается через ВК или ТГ, то более серые вертикали на российском рынке переживают кризис, конца которому пока не видно.
Ждать или не ждать разблокировки Инстаграма* и ФБ* в России? Большинство вебов отвечают действиями: оборотку нужно пускать в дело, поэтому диверсификация через альтернативные источники и ГЕО идет полным ходом. А пользователям остается лишь фиксировать грандиозный спад популярности офферов, на которые еще два года назад в партнерках выдавались бесконечные капы.
* Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.