Путеводитель по Вечному городу от Ромы Сита: что есть, где пить, где сверкать залупой и как получить индульгенцию.
Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Все раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!..
Децим Юний Ювенал
Говорят, что на заре рождения Империи во времена правления Октавиана Августа за денарий (примерно 4,5 грамма серебра) можно было взять в лупанарии полдюжины блядей, а на сдачу — две восемнадцатилитровые амфоры неразбавленного фалернского вина и четыреста лепешек из пресного теста. Реклама, к слову, в Древнем Риме уже существовала — и не просто существовала, а имела множество форм. Так, например, рекламировали дорогу в тот самый лупанарий:
Посему, господа, можем легко представить себе пир коллегии рекламных мастеров. А пир, как завещал нам Платон, — это прежде всего беседа, а не обжорство, то есть нетворкинг, как принято называть это нынче. Беседа долгая, иногда на несколько дней, на которой принято возлежать и возливать, слушать лиры музыкантов, умащаться маслами, а также забавляться с красивыми жрицами любви. Азартные игры, к слову, тоже уже существовали в Риме и активно практиковались.
Чем не арбитражная конференция?
В общем, SiGMA могла бы успешно пройти в Вечном городе и две тысячи лет назад. Однако лучше поздно, чем никогда. Встречаем впервые в истории «Сигму» в Риме, а я проведу вас по улицам этого великого города, ибо безмерно его люблю. Будем вместе требовать хлеба и зрелищ, отпускать грехи и сверкать залупой, ибо и в работе нужно знать меру, как и во всем прочем.
Где есть хлеба
В Риме пи*дец как вкусно. Просто ошеломительно вкусно, так вкусно, что иногда просто хочется закричать, ибо никаким словам не под силу выразить всю полноту ощущений. Всего рассказать я не сумею, но давайте начнем с базы. Что обязательно нужно попробовать — это, конечно, пасту. Это основа основ. Про пасту в Риме следует знать следующее: есть четыре канонических вида.
- Cacio e Pepe — абсолютная классика, вечная, как сам Рим. В составе — паста, сыр пекорино и черный перец. Все. Запивайте белыми звенящими, радуйтесь жизни.
- Amatriciana — мясная, с томатной пастой и острым перцем. Для голодных гладиаторов, идущих на смерть. Простая, но сытная, с добавлением жирной свинины. Запивать плотным красным, например монтепульчано, думать о Римской империи и ее славных мужах.
- Gricia — такая же паста, как и Amatriciana, но без помидоров, ибо они еще не были известны на европейском континенте, а паста алла грича уже была. Запивать винами барбареско, чтобы напитать тело энергий для великих свершений.
- Carbonara — карбонара в Риме — это не какая-нибудь хуйня из ресторана «Гинза». Изначально паста шахтеров, ибо нажористая. В составе много сыра пекорино, много свиных щек guanciale, яичные белки, но никаких сливок. Употреблять с кьянти, трогать красивых женщин за ножки, растворяться в радостях мирских.
Все четыре римские пасты требовать можно практически в любой траттории, но лучше в старых, проверенных местах, например в Armando al Pantheon, прямо за углом Пантеона (обязательно бронировать стол). Там очень по-домашнему и с атмосферой старого Рима. В районе Трастевере культовое место Trattoria Da Enzo al 29. А еще абсолютная классика и следование канону в Felice a Testaccio.
И еще, пока не забыл, обязательно идем на ужин в старейший ресторан Рима Ristorante la Campana. Он работает беспрерывно в том же самом месте уже больше 500 лет и видел великих художников, кардиналов и инквизиторов. Говорят, тут любил выпивать Караваджо. Сервируют классические итальянские блюда, едят, не считая калорий, а вино бурно льется, как воды широкого Тибра.
За трубочками канноли и прочими сладостями для женщин и гомосексуалистов идем в I Dolci di Nonna Vincenza, заведение является Меккой всех любителей десертов в Риме. Внутри очень красиво сидеть, пить свой кофе (умоляю, не просите американо) и есть какую-нибудь сладкую х*йню, вспоминая радости давно минувших дней. Заведению больше ста лет, и все осталось в неизменном виде, ибо время не властно над Римом.
Где пить вина
Как говорится, кто я такой, чтобы не пить? В Риме этот вопрос становится как никогда актуальным. Марк Антоний пил. Цицерон пил. Караваджо пил. Рафаэль пил. А ты, червь компьютерный, не пьешь? Так не выйдет. Поэтому давай, пробежишь марафон в другой жизни.
Latteria Trastevere — необъятная винная карта. Есть все-все — от самой дикой натуралки до итальянской классики. Много отпускают по бокалам, в придачу очень прилично кормят. Для тех, кто останавливается в Трастевере, рекомендую ходить сюда каждый день и напиваться, а также водить женщин.
Идем дальше. В двух шагах от Ватикана совершенно великолепный ресторан Il Sorpasso, где наливают очень много вин со всей Италии, с фокусом на локальных производителей и небольшие хозяйства. Кухня классическая, но на современный манер, для тех, кто хочет видеть кулинарию Рима в динамике, а не только застывшую в янтаре вечности.
В La Mescita Monteverde великолепный выбор натуральных вин по бокалам, много редких бутылочек, а еще о*уенные сэндвичи, пасты и сыры, очень свободная атмосфера. Если вы устали от классики и давления старины, сходите сюда вечером, посмотрите, как пьют молодые и дерзкие римляне.
Захватить бутылку с собой (или две) можно в Trimani Enoteca — этот магазин отпраздновал недавно свое двухсотлетие, там вы найдете все, и даже больше, магазин большой, стильный и аутентичный, а работники очень приветливые и готовы говорить о вине часами (впрочем, как и любой приличный человек). Можно выпить на месте и даже закусить, что я вам, безусловно, рекомендую сделать.
Что еще следует запомнить и обязательно пробовать в разных исполнениях: главное белое вино Рима — Frascati, главное красное — Cesanese del Piglio. Нужно всенепременно пробовать, ибо, как говорится, когда в Риме — веди себя как римлянин.
Где услаждать чувства зрелищем
Не хлебом единым жив человек, поэтому, напитав тело и усладив его тонкими винами, следует отправиться услаждать взор и предаваться чувственным удовольствиям. К сожалению, бои гладиаторов с некоторых пор в Риме запрещены, а ведь было то еще зрелище: великий Колизей иногда даже заполняли водой, устраивая морские сражения. Опустели и грандиозные ипподромы прошлого, где колесницы самых быстрых наездников соревновались в ловкости и скорости. Тем не менее нам осталось великое наследие — искусство в первую очередь. А это разве не зрелище?
Даже если вы не большой любитель искусства, в Риме от него все равно никуда не деться. Город из него состоит. Подлинное зрелище — просто ходить и смотреть Рим в двух его временах: Рим Античный — а это в первую очередь римские форумы, Колизей, Пантеон, термы Каракаллы. И Рим Ренессанса — а это, конечно, и Пьяцца Навона с фонтаном Бернини; и Капитолий, спроектированный целиком Микеланджело; и церковь на четырех фонтанах, совершенный шедевр барокко; и Пьяцца-дель-Пополо, послужившая прототипом главной развязки улиц Санкт-Петербурга. Вот уж где зрелище!
Смотреть же живопись и скульптуру нужно в галерее Боргезе. Это выдающееся собрание искусства эпохи Возрождения, богатейшая коллекция старых мастеров, где есть все — от Караваджо до Тициана, в лучшем своем изводе, то есть шедевры первой величины. Посетив галерею, можно сложить вполне полное представление об искусстве этой эпохи. Не пропустите скульптуру — все главные шедевры Бернини находятся именно здесь, включая великое «Похищение Прозерпины», где мастер оживляет мрамор и творит из него так, словно это не мрамор, а воск. Такое один раз увидишь — никогда потом не забудешь. Билеты обязательно покупать заранее.
Если вас интересуют культура и искусство и у вас есть время, конечно, следует сходить в музеи Ватикана. Как минимум там стоит увидеть старую Пинакотеку, станцы Рафаэля и Сикстинскую капеллу. Если времени совсем много и вы решили устроить себе культурный отдых, сходите еще в Палаццо Барберини. Мало того что само здание — шедевр барокко, к которому приложил руку сам Борромини, там находится, на мой взгляд, лучшая работа Рафаэля Санти. Завораживает этот взгляд (и сиськи).
Про всякие кальянные и стриптиз-бары писать не буду, эти развлечения вы найдете и без меня, ибо тут много ума не надо. Но если захотите купить масло, тем, что умащают душу, а не тело, марокканцы торгуют прямо слева от Колизея, если стоять к нему лицом. Как выйдете из метро, там три пидрильных клуба и вокруг торговцы маслами. Просто смотрите им в глаза, будто они тоже сошли с картин Рафаэля.
Где спасти душу и получить индульгенцию
Это не кликбейт. Получить индульгенцию можно совершенно официально, и я сейчас расскажу как.
Но сначала пара слов о том, что такое индульгенция. Римская католическая церковь за время своего существования накопила некоторое количество божественной благодати, заслуг перед Христом. Благодаря этим заслугам Рим и может освобождать человека от наказаний за грехи и преступления.
Если раньше индульгенцию нужно было покупать у Ватикана, то теперь ее может получить каждый, притом совершенно бесплатно. Нужно только пройти через Святые врата в соборе Святого Петра. Не знаю, как у вас, а у меня грехов, что печати некуда ставить, поэтому свою индульгенцию в этом году я уже получил.
Святые врата открывают только раз в 25 лет, в юбилейный год. Сделать это может только лично Римский Папа, поэтому не упустите возможность, следующая может и не представиться. Получить индульгенцию можно как на себя, так и на умерших людей, тогда им скостят срок в чистилище. Если вы думали, что я шучу, так вот, я не шучу. Поэтому записывайте, куда идти получать индульгенцию.
Идем в Ватикан, в базилику Святого Петра. Это место, где покоится апостол Петр — камень, на котором стоит церковь. Главная базилика христианского мира, шедевр мировой архитектуры, место, где хоронят римских пап.
Перед площадью, если стоять лицом к главному входу, нужно идти в очередь к колоннаде справа. Очередь обычно большая, но двигается быстро. Вход везде бесплатный. Когда пройдете осмотр и попадете на саму площадь, двигайтесь к входу в базилику. У нее четверо врат, держитесь самых крайних справа — это те самые, которые святые.
Очистите сердце от дурных намерений, выключите телефон, не проверяйте статистику и не думайте о трафиках. Попросите прощения за все дурное, что было вами сделано, и пройдите через врата.
Поздравляю — теперь у вас есть индульгенция!
Не упустите возможности погулять по базилике Святого Петра — это самое удивительное, что я когда-либо видел в жизни; если останется время, подниметесь на купол, его строил Микеланджело, а он главный гений из когда-либо живших на свете, а не ваш обосранный Илон Маск.
Где сверкать залупой
Сверкать залупой не значит ничего иного, как отправлять культ бога солнца Аполлона. Выражение пошло еще с периода Римского царства и означает радоваться жизни, веселиться, бегать за девушками, танцевать и пить сладкий нектар любви. То есть сверкать залупой так, чтобы бог Аполлон на Олимпе видел счастье простых людей, живущих на земле.
Посверкать залупой в Риме в XXI веке не составляет никакого труда. Люди в этом городе любят и умеют распутно и безрассудно жить. Допоздна шумно и весело в богемном районе Трастевере. Там куча ресторанов, баров и прочих увеселительных заведений, работающих до глубокой ночи, но много и туристов, что само по себе не так уж и плохо, особенно если хочется найти приключения. Обязательно зайдите выпить в Bar San Callisto, там приключения найдут вас сами.
Еще весело, людно и много красивых женщин по вечерам собирается в районе Тестаччо, где меньше туристов. Если вы ищете что-то более аутентичное, вам точно сюда: тут поют песни, танцуют и сверкают залупой необычайно ярко.
Если же вы принадлежите к старшему поколению и предпочитаете сверкать аккуратно, вам в культовый клуб Jackie O'. Это место тусовки итальянской богемы с атмосферой 80-х, тут очень красиво, элегантно, взрослые люди танцуют под живое исполнение классических итальянских хитов. Будьте уверены — Аполлон оценит!
На этом, пожалуй, все, останутся вопросы — пишите, посоветую что-нибудь лично. Желаю вам отлично провести время, отпустить все грехи, ярко посверкать залупой, поесть вкусную пасту, насытить душу прекрасными зрелищами, ну и поработать с пользой, хоть это и необязательно.
И помните: Roma caput mundi, что означает: Рим — это глава мира.
До свидания.