Вторая часть спецпроекта Точки G посвящена созданию приложений. В этом выпуске мы емко осветили самые главные инсайты экспертов-спикеров, чтобы даже новичок понял, как обстоят дела на изнанке ASO. Приятного чтения!
Что нужно для запуска приложения
В идеальном мире, как утверждает Вячеслав, можно дешево протестировать гипотезу и за месяц собрать MVP (минимально жизнеспособный продукт). То есть сделать неполноценный продукт без полного функционала и безболезненно протестить его. Цель: быстро протестировать один раз, два или три. Посмотреть, как оно отрабатывает. Потом, если все хорошо, вливать в него деньги и запускать полномасштабный функционал.
Какие кадры нужны для запуска приложения
Кадры, которые нужны для старта работы:
разработчики. В теории, «если ты совсем бич», хватит и одного разработчика. Но Дмитрий делится, что практически ни у кого эта история не отрабатывает успешно;
дизайнер. Привлекательный визуал — это гиперважно и прямо влияет на конверсии и продажи;
проектный QA-специалист. Это инженер по тестированию — тот, кто создает сценарии тестирования и дает прогнозы на предположительные баги в приложениях. Дмитрий советует заручиться поддержкой этого эксперта хотя бы перед релизом.
«Если ты все сам делаешь, можно просто скопировать конкурентов и потом смотреть, что с этим делать. Я советую то, чем можно улучшить базу», — Дмитрий Лола.
Также эксперт рекомендует заручиться поддержкой опытного специалиста, если у инициатора разработки до этого не было опыта в ASO.
Что касается личного опыта Лолы, то вот как он описывает собственный бизнес-процесс для создания одного приложения: это 1 продакт-менеджер (отвечает за все, что войдет в приложение, монетизацию, просчеты, принимает дизайн), дизайнер, QA-тестировщик и разработчики (столько, сколько требует конкретное приложение).
Еще один важный нюанс — дизайнер. Важно найти специалиста с опытом работы в мобайле. Временами это позволяет сократить до недели времени.
«При хороших дизайнере и разработчике на разработку всегда будет отведено больше времени, чем на дизайн. Не очень хороший дизайнер может сделать визуал за день и добавить х2 времени к разработке. А может посидеть над визуалом неделю, но сократить разработку на месяц», — Дмитрий Лола.
При этом стоимость дизайна приблизительно равна стоимости разработки. Есть смысл нанять профессионального дизайнера и мидл-разработчика, так как такой тандем — это максимально сокращенное время на выкатку нового приложения без потери в качестве с обеих сторон.
В связи с событиями последнего года зарплаты разработчиков немного упали. В 2023 году хорошего сеньор-разраба можно нанять за $5–6 тыс. в месяц. Для мидла актуальная цифра — около $3 тыс., а для джуниора — приблизительно $600. Дмитрий рассказывает, что в его опыте был найм джуниоров без особого практического опыта. Тогда ребята показали за год х5 в зарплате, что, по мнению Лолы, блестящий результат.
Сейчас Дмитрий почти не несет расходов на аутсорс. Команда выросла до уровня, когда все нужные специалисты находятся в штате.
Говоря о зарплатах дизайнеров, эксперт называет цифру хорошего дохода в $2,5–3,5 тыс. Дизайнеры бывают и дороже, но в таких случаях чаще всего ему уходят дополнительные задачи по менеджменту или продакту. $1,5 тыс. — адекватная месячная зарплата «нормального», как говорит Дмитрий, дизайнера.
А вот разбег зарплат тестировщиков (QA-специалистов) сложно оценить однозначно. Джуниоры могут зарабатывать $500–1000 в месяц, специалисты на ранг выше — $1,5–2 тыс.
«Я знаю кейсы, когда ребята работают бесплатно, чтобы получить хоть какой-то опыт, а потом перейти на работу с приличной оплатой», — Дмитрий Лола.
Дмитрий относительно часто берет в продакт людей без опыта в IT вообще. Все специалисты команды сейчас буквально выращены в рамках компании.
Работа отдела маркетинга
Олег Артишук предположил, что в отделе маркетинга должно быть больше всего людей. Но оказалось, что автоматизация неплохо себя показывает. Поэтому куча процессов в 2023 году в маркетинговом отделе Дмитрия заменены AI. В отделе всего 5 человек.
Все, кто находится в маркетинговом подразделении, не занимаются рутиной. Двое экспериментируют с пейволлами, ценами и монетизацией — ребята ищут пути, как улучшить воронку. Еще трое — классические байеры.
Структура команды Wowmaking (Антон Шловенец)
Общее число людей в команде — 80. Из них:
в команде разработки: от 3 до 5 человек + продакт, UX-дизайнер;
сервисная команда UA-менеджеров и моушенов — здесь 20–22 человека, на максимуме было до 35 человек;
«Я ненавижу слово медиабайер. У нас эта позиция четко называется — User Acquisition Manager или UA-менеджер. Смысл соответствующий — привлечение новых пользователей», — Антон Шловенец.
финансовый и лигал юниты. Все, кто работает со счетами и партнерами, договорами;
ресерч-отдел. Эти люди занимаются опросами, созвонами с пользователями, исследованием рынка;
бухгалтерия и кадры;
саппорт. Когда-то Антон забивал на саппорт — его команда составляла условный общий ответ, который автоматически отсылался пользователям. Но потом ему пришла претензия от Apple: недовольство заключалось в идентичных ответах службы поддержки. Как говорилось в претензии, люди должны быть довольны работой службы.
Аутсорса у Антона тоже нет — только инхаус.
«В нашей команде так выстроена система, что если убрать какой-то из юнитов, то станет все гораздо хуже», — Антон Шловенец.
Себестоимость разработки приложения
Конечно, точную сумму назвать невозможно. Вячеслав Кононенко уточняет, что это зависит от контента и от того, на чем писать, но с учетом всего его штата цена создания приложения — около $30–90 тыс. за 3–6 месяцев. Из которых больше 50% занимает разработка как по деньгам, так и по времени.
MVP (минимально жизнеспособный продукт), если ты сам продакт, без маркетинга можно запустить за $5–20 тыс. При этом такой ценник не предполагает самых дорогих исполнителей.
Если бы Вячеслав искал, откуда привлечь сотрудников, он бы пошел двумя путями: нетворкинг и биржи.
Android vs iOS, языки программирования, код-ревью приложения
Все разработки Вячеслава Кононенко есть на iOS, но не все — на Android. Как говорит сам Вячеслав, «на Андроиде меньше денег». Впрочем, кроссплатформа — лучший вариант.
Дмитрий Лола делится, что не делает приложения на кроссплатформах, потому что «так исторически сложилось». Это связано с тем, что приложение, заточенное под конкретную ОС, может на 100% использовать ее функционал. Например, камеры на iPhone.
«Уже сейчас я бы делал все на Flutter [язык программирования]. До этого по большей части использовал SWIFT», — Дмитрий Лола.
Сам Дмитрий не кодит, но у него есть образование программиста, и в прошлом он работал по профилю. Поэтому оценить, как написан код, эксперт может без дополнительной помощи во многих аспектах. Тем не менее Дмитрий регулярно использует помощь специалиста, который ревьюит код новых разработчиков. Это помогает не ошибиться в профессиональных качествах новых разрабов и не загружает дополнительной работой самого Лолу.
Софт для аналитики приложения
Вячеслав Кононенко выделяет такие системы аналитики аппок: Firebase, Amplitude, Adapty. А еще — инхаус. Инхаус означает системы, разработанные внутри компании под ее собственные аналитические нужды.
«Трекинг всех подписок на серваках, ревенью и расходов — используем свою начинку. А/В-тесты — свои. Воронки — свои. Все ивенты собираются у нас на серваках. Для остального юзаем Amplitude. Приходится использовать трекеры атрибуции Adjust и Appsflyer, чтобы работать с тем же Android. А еще — пользуемся Excel-табличками, да, ха-ха! В системе постановки задач пользуемся Jira. Корпоративный мессенджер — Slack. Для HR — система Hibob. Для аналитики креативов мы работаем с Apptica», — Антон Шловенец.
Главные метрики продукта
Какие метрики нужно смотреть в приложениях регулярно:
конверсии в установку, из установки, триалы;
MAU (ежемесячные активные пользователи) и DAU (ежедневные).
Если конверсия проседает — нужно искать причину на пути лида. Возможно, трафик стал менее релевантным. Возможно, после выхода апдейта часть функционала отвалилась, а разработчик этого не заметил.
Регистрация в Google Play
Зарегистрировать приложение можно, например на предпринимателя. Google сильнее придирается к выплатам, а Apple не придирается вообще. То есть с Apple можно зарегаться даже на украинское физлицо, а получать выплаты — куда удобно. С Google такое не прокатит.
Сейчас Дмитрий регистрирует каждое приложение на одно юридическое лицо. Так проще регистрировать Google-аккаунты, и в дальнейшем это помогает избежать множественного геморроя.
Особенности локализации приложений на азиатских и арабских рынках
«На азиатских и арабских рынках — совсем другое кино», — Дмитрий Лола.
Как рассказывает Дмитрий, его команда уже давно поняла специфику работы на этих территориях. У азиатских стран цвета часто делятся на «хорошие» и «плохие», есть более трендовые. Например, в Южной Корее всегда заходят пастельные тона, а яркие цвета — некоммерческие совершенно. В Японии ситуация обратная — это «вырвиглазная» история.
То же самое со шрифтами. Для Южной Кореи — это изящные, тонкие линии. Для Японии — «добавь болда», как говорит Дмитрий. В Корее заходят локальные персонажи, которых ребята часто не знают. Большинство иконок по непонятной причине — с глазками.
Все это — история опыта, проб и ошибок команды Дмитрия. А вот что касается tier-1, Лола сообщает:
«Что зашло на штатах, зайдет везде, кроме Азии и арабских стран».
Заключение
Создать мобильное приложение — кропотливая работа, которая может затянуться. Опыт экспертов интервью Точки G доказывает: несмотря на крупные бюджеты и долгое ожидание, разработка приложений — профитное направление бизнеса. Хотите понимать больше в ASO? Следите за нашими обновлениями, чтобы первыми узнавать о самом главном из экспертных интервью Олега Артишука!