Финансовый порог входа в арбитраж пока еще относительно демократичен: размер необходимой оборотки растет, но остается доступным для соло-вебов. Однако есть и другая сфера, давно востребованная в рунете и очень похожая по размерам вложений, — SMM. Вести свое сообщество и продавать рекламу, а прибыль реинвестировать и выводить — звучит как отличный план! Вот только что может пойти не так? Разбираемся в нюансах и сравниваем оба вида заработка.
SMM 2023: выбора нет
Многие арбитражники свой путь в трафике начинали с соцсетей. Любители ностальгии вспоминают начало 2010-х: абсолютная свобода постинга во ВКонтакте и никаких рекламных ограничений. Да-да, то золотое время, когда метод «читать продолжение» с переводом в закрытку позволял раскрутить страницу за пару дней, причем весьма бюджетным методом.
Эпоха, когда в паблики можно было зайти с парой десятков тысяч рублей, закончилась не сразу: ограничения на рекламу вводились постепенно, а такие нововведения, как умная лента, сильнее били по бизнесу. А куда еще было вложиться админам, пока ВК медленно умирал?
Инстаграм* как рекламная сеть развился чуть позже и представлял определенный интерес: другая платформа, другие методы постинга и максимизация прибыли за счет рекламы одновременно в ленте и сторис. А еще площадка Цукерберга отличалась относительно мягкой модерацией и безлимитом рекламных публикаций. Увы, история русскоязычной Инсты* подошла к концу полтора года назад: отток аудитории заметен, и местные SMMщики чувствуют себя не слишком уверенно. И что мы имеем на выходе, когда две крупнейшие соцсети явно не представляют собой перспективного варианта для вложений?
Телеграм. Помните эту революцию с каналами, которую произвел Дуров, уйдя из своего первого проекта? Телеграм рос в России сумасшедшими темпами, уверенно пережил блокировку Роскомнадзором, быстрее всех вводил функции, которые у него воровали другие мессенджеры и соцсети, а еще откусил часть аудитории, которая ушла из проектов Meta* в феврале-марте прошлого года.
Что самое привлекательное, CPM на рекламу в каналах превышал аналогичные показатели других платформ в 10–20 раз: даже самый захудалый канал с мемами и охватом 10 000 просмотров на пост мог и до сих пор может просить условные 3 тысячи рублей за 1/24. Про авторские форматы даже не говорим: все зависит от жадности владельца и наличия спроса на размещение, а спрос, как показывает практика, имеется.
Если бы все было так хорошо, то все побежали бы админить каналы, не так ли? Увы, вложиться в телеграм-канал не так просто, и нового инвестора ждут трудности, о которых не говорят менторы и продавцы соответствующих курсов. Мы скоро вернемся к ним, а пока поговорим про трафик.
А что там в арбитраже?
Яркая тенденция последних лет в affiliate-маркетинге — это усложнение и удорожание всего что только можно. Когда были популярны паблики ВК, можно было закупиться на любой товарный или гембловый оффер напрямую, потратить копейки и подсчитывать трехзначный ROI. Сейчас легкого входа нет: нужно уметь работать с трекерами и прокси, проводить A/B-тесты, обладать аналитическими навыками на уровне продакт-менеджера и закладывать немаленькую оборотку на расходы.
Тут мы не будем рассматривать некоторые детали вроде невозможности работы с Фейсбуком* через российские карты, а ведь это главный источник трафика во всем мире. Если коротко, то проблема для всех вебов, и российских в частности, заключается в росте конкуренции, увеличении спроса на трафик и в некоторых формальных и законодательных ограничениях. Само понятие «арбитраж трафика» в 2013 году могло удивить кого угодно, а сегодня ваши друзья и знакомые через день видят это понятие в таргетированной рекламе.
Но все не так плохо! Из приятных новостей: кто научился работать с новыми платформами, используя новые методы, –- тот открыл для себя новые границы заработка. Да, залиться через ФБ* сложно и многие отказываются даже пробовать, но если это получается у вас и вы забираете аукцион, если у вас хватает оборотки и расходников, то перед вами не стоит никаких ограничений по заработку.
Многие соло-вебы жалуются на то, что появились команды, которые забирают лучший трафик и офферы себе. С другой стороны, вакансию медиабайера нельзя назвать обычной работой: по сути, это тот же арбитраж на себя с выплатой процента компании-работодателю, которая позволяет тебе лить на любые объемы и обеспечивает расходными инструментами. В каком-то смысле это «работа на дядю», но и зарабатывать можно больше, чем в одиночку, «на себя». Если, конечно, на руках есть плюсовая связка.
Развитие команд — это не причина, а следствие происходящего на рынке: сам процесс залива сильно усложнился. С другой стороны, вам не обязательно именно лить трафик, ведь можно осуществлять фарминг аккаунтов, дизайн, копирайтинг и многие другие вещи, которые нужны большим командам. Увеличение спроса на сопутствующие услуги — это плюс для вебов с узконаправленными навыками, которым выгоднее отдать их на аутсорс, чем замыкать всю цепочку трафика самостоятельно.
Куда инвестировать
Минимальные суммы вложений в обоих видах манимейкинга растут из года в год, но лежат не слишком далеко друг от друга. Что забавно, это два совершенно разных вида инвестиций.
Телеграм-канал — более консервативный путь. Основной проблемой будет даже не найти рекламодателей, а привлечь дешевую аудиторию на свою площадку. Если в 2017 году можно было покупать подписчика по 5–7 рублей, то сейчас CPM почти не изменился, а аудитория даже на максимально общую тематику идет от 15 рублей и выше. Мы не берем в расчет треш-посты уровня ВК 2011 года: это кликбейт, за которым неизбежно следуют отписки, и поставить высокий прайс на канале, собранном такими методами, вряд ли получится.
Так или иначе, даже если ваш план пошел прахом и цена подписчика вышла вдвое выше ожидаемой, на руках у вас остается медиаресурс, который можно использовать для продажи рекламы, а можно продать целиком, отбив часть вложений. Тут важно отметить, что много рекламы продавать не получится и вы должны быть настроены на долгую и планомерную работу с рекламодателями, доходы всегда нужно будет реинвестировать (не забыли, что в Телеграме почти нет органического роста?), и окупать один канал можно в течение нескольких месяцев.
Арбитраж трафика — более динамичный, прибыльный и рискованный вариант. Например, 5 тысяч долларов вы можете вложить в канал и отбивать полгода, пока не выйдете на окупаемость, и их же вы можете залить на несколько дней хорошего спенда на ФБ*, а потом оценить результат. Их можно слить в ноль, а можно увеличить в несколько раз. Говоря экономическими терминами, оборачиваемость капитала в арбитраже гораздо выше.
С другой стороны, продажа рекламы в канале — это статичный, медленно меняющийся рынок, где спрос никогда не исчезнет в один момент. Даже с блокировкой Телеграма каналы жили и развивались, продавали рекламу, хотя и теряли в доходах. А успешная работа с трафиком на любую вертикаль зависит от наличия связки. Если ее нет, вы сильно рискуете как минимум затратами на тест оффера, и после нескольких неудачных заливов оборотка может просесть.
Итог
Арбитраж остается и будет оставаться одной из наиболее прибыльных и маржинальных сфер онлайн-бизнеса. Как бы ни усложнялась отрасль, в ней найдется место инициативным и смекалистым вебам, умеющим работать в быстро меняющихся условиях.
Ведение телеграм-канала ставит перед его владельцем совершенно другие задачи, но их суть примерно та же: делать работу лучше, чем другие. И вести дело нужно с одним и тем же ресурсом. Быстрый рост доходов не обеспечен, но есть и определенная страховка от ухода в полный минус, и даже самые неудачные вложения можно компенсировать продажей канала.
И арбитраж, и SMM — отличные пути накопления дохода. Если ваша оборотка позволяет, вы можете пойти в обоих направлениях сразу и уже в процессе выбрать, на каком из них полностью сконцентрироваться.
* Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.