В августе 2025 года компания Bitmine стала второй по величине криптокомпанией на публичном рынке, потеснив майнера MARA Holdings.
С тех пор Bitmine практически удвоила размер портфеля, наступая на пятки Strategy Майкла Сейлора (о которой у нас была отдельная статья).
В этой статье мы разберемся, кто такой Том Ли, почему он решил сфокусироваться на Ethereum и зачем делаются инвестиции в бизнес MrBeast?
Кто такой Том Ли?
Он родился в Мичигане, изучал экономику в Уортонской школе бизнеса, которая известна тем, что выпустила самое большое количество миллиардеров за историю США (к примеру, ее окончили Уоррен Баффет и Илон Маск).
Затем он начал делать карьеру на рынке акций, где достиг значительных успехов: с 2007 по 2014 год он был главным стратегом по акциям в J.P. Morgan.
В 2014 году он ушел из J.P. Morgan и создал собственную фирму Fundstrat, которая управляет активами состоятельных клиентов.
Когда пошла первая значимая волна криптохайпа в середине 2017 года, он начал делать довольно смелые предсказания насчет роста Bitcoin.
Он сделал много оптимистичных прогнозов, которые сбылись: так, в 2017 году дал прогноз, что в 2022 году Bitcoin будет торговаться по $55 тысяч (прогноз состоялся с опережением в феврале 2021-го), а в 2020 году он сделал правильную ставку на быстрое V-образное восстановление фондового рынка.
Впрочем, некоторые его прогнозы были чересчур оптимистичны, за что он заработал репутацию слишком бычьего инвестора: в последние годы он давал разнообразные прогнозы по BTC на $200–250К и даже на $1 млн в будущем.
А в 2025 году большое внимание привлекла его позиция по суперперспективам будущей токенизации и прогноз по ETH, который должен пробить котировку в $15 000. В итоге именно его медийная известность как криптобыка и привела его на позицию председателя компании Bitmine.
Создание Bitmine
До середины 2025 года BitMine Immersions была крохотной компанией, специализирующейся на майнинге BTC, а также на предоставлении консультационных услуг по майнингу.
Именно такую маленькую компанию и решили сделать компанией по управлению цифровыми активами, переведя ее на Ethereum Strategy. В начале июня были куплены первые 100 BTC на баланс компании, а к концу месяца она уже держала ETH на $250 миллионов.
Средства на такие закупки были получены за счет размещений акций и привлечения инвесторов. Так, 9,1% акций купили компании Пителя Тиля (известного венчурного инвестора, который, в частности, был ранним акционером Facebook).
Довольно быстро Bitmine наращивала количество ETH на балансе: цифру в $1 млрд они пробили 17 июля 2025 года, а всего через неделю активы превысили уже $2 млрд.
В августе компания обогнала по количеству активов Mara Holdings и заняла второе место по капитализации среди криптокомпаний.
Стратегия по покупке Ethereum
Почему компания Bitmine выбрала именно Ethereum? На этот вопрос Том Ли дает сразу несколько ответов:
Во-первых, токенизация активов по-настоящему не началась. Этот тренд сильнее всего поднимет именно Ethereum, где существует большой объем и ликвидности, и готовые технологии. Рост объемов RWA и стейблкоинов увеличит количество транзакций и спрос на ETH.
Во-вторых, Ethereum станет «цифровой нефтью», то есть товаром с реальным регулярным спросом (в отличие от Bitcoin, который позиционируется как «цифровое золото» и средство хранения).
В-третьих, крупные институциональные инвесторы будут покупать ETH, чтобы вносить в стейкинг и тем самым участвовать в управлении, обеспечивая безопасность сети (это надо для того, чтобы с токенизированными инвестициями все было в порядке).
В перспективе Bitmine и Том Ли считают, что Ethereum сможет дополнить финансовую систему и что его капитализация будет примерно равна $7 триллионами, что дает потенциал роста в 25 раз с текущих значений:
При этом Bitmine хочет аккумулировать в своем портфеле 5% от всего выпущенного Ethereum, называя эту цель «Алхимия 5%».
Логика в этом следующая: с 5% Bitmine будет крупнейшим валидатором в сети и стейкинг накопленных ETH будет приносить 4–5% годовых дополнительно, что будет равно $0,5 млрд при текущих ценах. При росте цены ETH данный доход будет также увеличиваться.
Кроме этого, доля будет расти органически за счет встроенной дефляции в самом Ethereum (где уже сжигается больше токенов, чем выпускается).
И вдобавок владение 5% Ethereum позволит реализовать проект MAVAN — Made in America Validator Network — собственную сеть валидаторов, которая будет инструментом обеспечения безопасности инвестиций и децентрализации сети в США. 5% оказывают существенное влияние Bitmine на управление протоколом Ethereum, что в теории должно дать дополнительную уверенность крупным инвесторам: банкам, страховым компаниям, пенсионным фондам и т. д.
Оценка портфеля и при чем тут MrBeast
На текущий момент портфель компании состоит из следующих инвестиций согласно bitminetracker.io:
$10,46 миллиарда в токенах Ethereum (4,2 млн токенов при цели 6,2 млн);
$0,68 миллиарда в денежных средствах (которые компания планирует дальше вкладывать в Ethereum, покупая на просадках);
$0,2 миллиарда составляют инвестиции в Eightco Holdings (это другая «казначейская компания» с токенами WLD и ETH на балансе);
$0,2 миллиарда составляют инвестиции в Beast Industries;
$0,02 миллиарда хранится в BTC.
На текущий момент портфель терпит тяжелый убыток (порядка $7,4 миллиарда), так как основная сумма Ethereum накапливалась при очень высоких ценах — на уровне около $4 тысяч.
Критика Bitmine
Финансовые аналитики с Уолл-стрит с большим опасением смотрят на оценку Bitmine, указывая, что уж слишком они волатильны даже по сравнению с Ethereum.
В какой-то момент акции торговались с премией к стоимости чистых активов (Net Asset Value, NAV), что в итоге вылилось в более быстрое падение — за последние 4 месяца акции BMNR потеряли в цене аж 46%, в то время как Ethereum снизился на 36%.
В таких колебаниях многие традиционные инвесторы предпочитают более предсказуемые способы инвестиций в Ethereum — либо покупка ETF на крипту, либо покупка токенов напрямую на криптобирже.
Свою лепту в критику BitMine внес и довольно известный криптотрейдер Эндрю Канг (Mechanism Capital), написав лонгрид в X.
Также в криптосообществе начали появляться шутки на эту тему:
Отдельно хочется отметить и технические риски — например, ошибка в софте или хакерская атака на кошельки Bitmine. Кроме этого, есть и регуляторный риск, который может реализоваться в любой момент. Так, SEC может не понравиться стейкинг (как незаконная операция с ценными бумагами), что лишит компанию основного источника дохода.
Вероятность таких рисков, конечно, мала, однако последствия — катастрофические. И их однозначно стоит учитывать при возникновении идеи вложиться в Bitmine.
Заключение
На данный момент компания испытывает существенные трудности из-за падения Ethereum. Нереализованный убыток по портфелю равен $7,4 миллиарда. Если цена не начнет быстро расти, запустив тот самый обещанный суперцикл роста, то вряд ли у проекта получится когда-либо выполнить свою цель владения 5% всех токенов ETH.