Sahyl666 Sahyl666 написал 31.01.2022

Метавселенная Facebook

Sahyl666 Sahyl666 написал 31.01.2022
20 мин
0
8348
Содержание

С 28 октября 2021 года корпорации Facebook inc прекратила существование… Чтобы после ребрендинга предстать в новом обличии. Компания Марка Цукерберга называется Meta (Meta Platforms, Inc.). Привычные Instagram, Facebook и WhatsApp продолжают работать. Переименование - это больше о целях и перспективах развития.

banner banner

Фейсбук станет Метавселенной (Metaverse)... Что это такое, какие перспективы открывает? И что нас ждет в будущем?

Что такое Метавселенная?

Несмотря на греческие корни, термин “Метавселенная” впервые использовал Нил Стивенсон в 1992 году в научно-фантастическом романе “Лавина” (Snow Crash). Тридцать лет назад писатель заложил концепт, который планирует реализовать Марк Цукерберг в ближайшие годы.

В романе Метавселенная - это виртуальный мир, куда герой убегал, чтобы забыть о мрачной реальности. Идею хорошо передает экранизация “Первому игроку приготовиться” – сценарий к фильму написан под влиянием “Лавины”. Еще один пример компьютерной вселенной продемонстрирован в фильмах “Матрица” и “Тринадцатый этаж” - но это уже другая история… Пока подобного уровня реализации ждать рановато.

Идея Метавселенной передана в нескольких фильмах

А что такое Метавселенная в реальности, нашей реальности? По словам Марка Цукерберга, это “как будто мы находимся рядом с людьми, независимо от того, они в соседней комнате или на другом континенте. Это мир, где мы можем выражать себя новыми, захватывающими способами”.

Метавселенная, какой ее видят современные технологические компании (некоторые разработчики используют термин “смешанная реальность”) - симбиоз компьютерной симуляции и реального мира, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой, свободно перемещаться внутри смоделированного трехмерного пространства. Она будет состоять из виртуальных общественных комнат и домашних пространств, закрытых для сторонних - между ними можно перемещаться одним щелчком. Здесь вы будете представлены аватаром. Это настраиваемый персонажа, которого можно сделать похожим на себя или представить в необычном облике.

Аватар пользователя в Мета

Может показаться, что это описание обычной 3D видеоигры с открытым миром. Как, например, GTA Online. Это не так. Общего лишь трехмерная графика - прорисованная дизайнерами окружающая среда (к этому процессу смогут подключаться и сами пользователи). Зато отличий намного больше:

  • метавселенная, как и сам интернет, существует постоянно - она не перезагружается и не останавливается. Как и реальную жизнь невозможно поставить на паузу;
  • работает в режиме реального времени - разработчики могут заранее планировать события, например праздник или челлендж. Но не могут управлять пользователями, откатить события назад, влиять на экономику - все идет своим чередом;
  • нет ограничений по количеству пользователей - внутри может одновременно находиться как два человека, так и семь с половиной миллиардов;
  • открытая самодостаточная экономика. Продавайте, покупайте, владейте имуществом, откройте бизнес, инвестируйте деньги в недвижимость, предприятия других людей - все как в реальном мире;
  • события из реального мира могут проецироваться на виртуальный и наоборот. Стороны должны соблюдать обязательства, возникшие в одном из миров, например, при заключении контрактов, покупке товаров, предоставлении услуг;
  • большую часть виртуального мира заполняют сами люди - они могут строить, создавать вещи, обустраивать дом, добавлять новые “комнаты”;
  • синхронизация между цифровыми мирами. Это экосистема. Внутри можно создавать приложения, куда доступ будет доступен из единого пространства.

Метавселенная Фейсбук - это не просто новый продукт. Это принципиально другой способ взаимодействия с контентом и интернетом в принципе. От игр она отличается на фундаментальном уровне. Это проекция реального мира.

По словам Цукерберга, Метавселенная - как мобильный интернет. Это технология, которая полностью меняет наше представление о взаимодействии внутри сети.

Более точное описание дал технологический инвестор Мэтью Болл: “Интернет в современном виде это то, что можно охарактеризовать словом “push” (“толчок”). Вы видите, что пришло уведомление, чтобы его посмотреть - берете устройство, разблокируете его, открываете приложение. Метавселенная - это встроенный движок. Не нужно тянуть руку, чтобы получить доступ. Вы уже находитесь внутри и можете взаимодействовать с контентом”.

Сервисы, встроенные в Мета ФБ

Чтобы получить точное понимание, что такое Metaverse, можно посмотреть на историю интернета и пользовательского интерфейса на персональных компьютерах. Изначально все сводилось к вводу текстовой команды. Из графики - максимум пара линий, отделяющих колонки. Позже появился графический интерфейс, сначала простой и неуклюжий, как у Windows 95. Сайт в интернете в конце 90-х - это не всегда форматированный текст, украшен простыми иллюстрациями, иконками. С ростом производительности ПК и скорости передачи данных появилась возможность запускать через web тяжелые приложения, браузерные игры, смотреть фильмы, онлайн ТВ. Графика со сложными спецэффектами перестала быть чем-то удивительным.

Что дальше? Настало время перейти от двухмерных до трехмерных интерфейсов - эта идея заложена в Метавселенной Facebook. По словам Марка Цукерберга, для людей не естественно взаимодействовать с контентом, нажимая на плитки на экране. Человеку привычнее исследовать мир в трехмерной среде. Именно такой опыт предлагает компания Meta inc.

По мнению основателя компании, Метавселенная должна поменять принципы работы в интернете, как когда-то это сделали соцсети. На заре распространения веба были статические сайты, созданные вебмастерами, и пользователи, которые только получали информацию. С появлением Фейсбук, YouTube, Instagram именно юзеры стали генерировать контент. Даже в App Store и Google Play Market большая часть приложений написана не крупными издательствами, а небольшими разработчиками.

Вместо плиток на экране, мы перемещаемся между комнатами. Выходим из Need For Speed online и переходим GTA или из Fortnity в Second Life. При этом можем забрать с собой автомобиль или оружие - все это не покидая единой экосистемы. Также легко можно переместиться из концерта в рабочий кабинет с офисными программами. А после отправиться в парк или торговый центр, где можно провести время с друзьями или присмотреться к обновкам.

Вселенная Meta - больше, чем отдельный портал в интернете. Это не один из множества продуктов. Это экосистема, внутри которой будут создаваться и запускаться приложения с трехмерным интерфейсом. Она должна стать альтернативой протоколу web. Вы сможете запустить видео с Youtube или открыть сообщение прямо перед собой. Заниматься трехмерным проектированием, перемещая отдельные элементы и даже пройтись внутри макета проектируемого здания. Для взаимодействия с миром и создаваемым контентом будут использоваться технологии телеприсутствия. На начальном этапе это VR-очки Ocukus, которые продвигает компания Марка Цукерберга.

Гарнитура для работы в Мета

Перспективы развития метавселенной Фейсбук

Корпорация Facebook, а точнее Meta - не единственная компания, которая планирует создать метавселенную. Пока Цукерберг только инвестирует в проект и демонстрирует прототипы, в мире существуют успешные продукты уже почти двадцать лет.

Отлично реализован концепт в популярной онлайн-игре Second Life, запущенной в 2003 году. Это виртуальный игровой мир, где можно общаться, покупать и продавать участки, строить, создавать одежду. Здесь даже есть магазины крупных брендов и виртуальный исследовательский центр NASA.

В концепцию Metavers отлично вписывается игровой мир Fortnite, где уже проводятся концерты с участием реальных реперов, прошла презентация одного из эпизодов Звездных войн, которую провел режиссер Джей Джей Абрамса. Игра даже стала культурным феноменом, куда значительная часть пользователей заходит просто пообщаться. Как когда-то World of Warcraft, где познакомилось много будущих супругов. Похожая идея заложена и в других гейм-проектах: Minecraft, Warhammer, GTA Online.

Игра Fortnite

В технологии заинтересованы не только игровые, но и крупные IT-гиганты. Свои проекты представил Microsoft: AltSpase VR - социальная площадка для общения и организации мероприятий, и Mesh - виртуальное пространство для совместной работы. Nvidia создала платформу для разработки виртуальных миров Omniverse, где действуют реальные физические законы. Есть метавселенная и у китайского гиганта Baidu - Xi Rang. В виртуальном мире Decentraland официально открыто посольство Барбадоса.

Но у Фейсбук Meta есть несколько важных отличий. Первое - масштаб. Это будет не игра и не виртуальное пространство для исследований или рабочих встреч. Это полноценная проекция реального мира. Место, где можно отдыхать, общаться, путешествовать, работать, вести бизнес.

Марк Цукерберг планирует создать не нишевый продукт для геймеров, гиков и программистов. Это будет универсальное пространство, где можно делать то же, что мы делаем и в реальной жизни. Но коммуникация будет намного проще, экономия времени на дорогу, в распоряжении более гибкие и эффективные инструменты. Обмен информацией в один клик в единой файловой системе.

Метавселенная - это как Facebook, WhatsApp, Instagram, DropBox, Zoom, браузер и GTA в одном. Но с большими возможностями. Если у Цукерберга получится реализовать все планы и создать крутой продукт, можно уверенно говорить, что это будет началом конца социальных сетей, и проектов, связанных с ними.

Важный момент. Метавселенная - это смешанное пространство, где виртуальный мир объединятся и переплетается с реальным. Это открывает огромные перспективы для всех: пользователей, предпринимателей, создателей контента.

Бизнес можно развивать виртуально: открыть магазин скинов (например, сейчас можно купить виртуальные кроссовки Adidas или одежду H&M), мебели для дома в Metaverse создавать новые комнаты, залы для переговоров с платным доступом или продвигать оффлайн-бизнес. К примеру, создать виртуальную витрину или целый торговый центр, где купленные вещи можно заказать с доставкой в реальном мире. Открыть офис и принимать клиентов из разных городов, стран, проводить консилиумы или совещания в переговорных кабинетах, делать презентации. Похожие подходы уже используются в Fortnite, Second Life и других проектах.

Виртуальный магазин бренда H&M

Здесь проявляется второе преимущество Метавселенной Фейсбук - огромная аудитория. Если у других проектов, таких как Fortnite, Second Life, MineCraft аудитория исчисляется миллионами, у Facebook порядка трех миллиардов потенциальных пользователей (не забываем об Instagram, WhatsApp). Около 40% населения планеты. Достойную конкуренцию по уровню охвата не сможет составить даже Microsoft с проектом Mesh - экосистемой для запуска приложений смешанной реальности.

С высокой долей вероятности большая часть аудитории Facebook, Instagram и WhatsApp при первой возможностей отправится в киберпространство. Запуск вселенной Мета ожидаемо увеличит интерес и приведет к быстрому росту аудитории.

На каком этапе находится проект?

Пока Метавселенная Фейсбук на этапе концепта. По словам Марка Цукерберга, идея создать виртуальный мир у него появилась еще в подростковом возрасте. Но первые шаги к реализации сделаны в 2014 году, когда корпорация Facebook inc приобрела акции разработчика VR-шлемов Oculus, инвестиции в разработку превысили миллиард долларов. За последние семь лет приобретено столько же стартапов, работающих в сегменте виртуальной реальности, в том числе Reality Labs.

Есть и рабочие продукты. В 2019 году анонсирован выпуск игры в формате VR с открытым миром Facebook Horizon. В 2021 году на ее основе создана платформа виртуального рабочего пространства Horizon Workroom - приложение для совместной удаленной работы. Полностью превратиться в метавселенную Фейсбук планирует минимум через пять лет.

Приложение для удаленной работы в Мета

Уровень ожиданий от проекта легко оценить по размеру инвестиций. Марк Цукерберг собирается потратить порядка 10 миллиардов долларов (уже вложено более 50 миллионов) и формирует команду в 10 000 сотрудников. Недавно прошла презентация смарт-очков Ray-Ban Stories и проекта Arija - интерактивных карт для будущих миров. На пресс-конференции, посвященной проекту, глава корпорации Meta сообщил о планах привлечь другие компании к процессу. Приглашает к участию и правительства для регуляции новой среды.

Стоит ли инвестировать в проект?

Сейчас сложно сказать, насколько глобальной будет метавселенная, сможет ли проект побить популярность Фейсбука. Но в чем можно быть уверенным - в массовости.

Из последних новостей криптомира: ребрендинг Facebook и заявление о создании метавселенной сказалось на котировках проектов, которые развивают собственные миры. Так, цена акция MANA (Decentland) и SAND (SandBox) за несколько часов выросла на 250%.

Сейчас отличный момент для инвестирования. Вариантов два:

  • это может быть покупка акций Мета, которые все еще котируются по заниженной цене из-за скандалов, связанных с утечкой данных и медленной реакцией на распространение в социальной сети фейков;
  • покупка NFT (внутренней децентрализованной криптовалюты не будет) - вероятно, будет запущена внутренняя валюта для взаиморасчетов в виртуальной вселенной.

Здесь можно проводить аналогии с криптовалютами. Даже созданные в шутку коины (Dogecoin, Shiba Inu, CAT token) показали рост, который исчисляется сотнями, тысячами процентов. Внутренняя валюта в метавселенной будет двигать виртуальную экономику и получит реальную ценность, в отличие от таких монет как биткоин, которые ценятся лишь благодаря вере в него энтузиастов.

К сожалению, сейчас купить биткоин по 50 центов и даже по 5 долларов не получится. Но с Метавселенной поезд пока еще на ушел. Покупать акции компании Meta inc можно уже сейчас. На фондовых биржах котировки на конец января 2022 года опустились до $300. Максимальная цена зафиксирована на уровне 380$ в конце августа 2021 года.

Показатели акций Мета

Подводные камни

Появилось много скептиков, высказывающих опасения. Популярные страхи и сложности:

  • технология не практична, человек не может находиться в виртуальной реальности больше 40-50 минут. Отчасти опасение правдиво, проблема возникает из-за несовершенства шлемов. Но уже сейчас распространены экраны с частотой обновления 120 и даже 140 Гц. Цукерберг активно инвестирует в разработку гарнитур и заявил о новом концепте - небольших очках, в которых видно глаза человека. Ожидаемо, что через пять лет пользователи смогут использовать систему без дискомфорта намного дольше, чем в 2022 году;
  • метавселенная станет “виртуальным опиумом” и заставит людей “забыть” о личном контакте. Да, с высокой реальностью можно говорить, что люди будут активно использовать технологию. Но подобные высказывания были о самом интернете, социальных сетях, видеоиграх. Но мир не стал мрачной антиутопией, как и не исчезло личное общение. Мы продолжаем вести активную жизнь;
  • не превратится ли метавселенная в “Дикий Запад”? Как с безопасностью личных данных? Этот вопрос, пожалуй, самый актуальный, учитывая что у Фейсбук проблемы есть даже сейчас. Но в компании изначально сообщили, что не собираются строить глобальный проект в одиночку. Марк Цукерберг приглашает другие технологические компании, готов сотрудничать с государственными органами. В любом случае утечки и тролли не мешают нам пользоваться интернетом. Вероятно, похожие механизмы блокировки назойливых пользователей, скрытие активности появятся и здесь.

Перспективы метавселенной Facebook для партнерского маркетинга и арбитража

Чтобы более точно оценить перспективы для партнерского маркетинга и арбитража, важно понять, что это будет за “мир”. Метавселенная должна изменить то, как мы работаем, общаемся, отдыхаем. Технологии VR, AR должны превратиться из нишевого в массовый продукт.

Вот основные направления, в которых Фейсбук Мета будет использоваться:

  • налаживание связей, работа, общение. Уже сейчас Фейсбук предлагает комнаты для проведения виртуальных встреч и совместной работы (Horizon Workrooms), а также неформального общения (Horizon World и Home). В таких “комнатах” можно не только работать, но и смотреть фильмы, посещать концерты, устраивать вечеринки. Здесь же будут доступны и привычные инструменты: WhatsApp, Dropbox, Office Word;
  • научные исследования - виртуальные лаборатории существуют еще со времен Second Life. В такой трехмерной лаборатории намного удобнее проводить моделирование, разрабатывать новое оборудование или изучать вселенную по 3D-картам;
  • игры. Фейсбук активно развивает игры с элементами VR. В 2021 году вышел релиз Facebook Horizon, анонсирован запуск адаптации GTA San Andreas для VR гарнитуры Oculus Quest 2;
  • тренировки - будут спортзалы, комнаты для тренировок и фитнеса, где можно обучаться единоборствам или танцам с виртуальным наставником;
  • образование. Виртуальная реальность уже используется для тренировки врачей или посещения исторических объектов, например средневековых замков или римских форумов. С развитием метавселенной появится больше инструментов и возможностей, обучение станет продуктивнее.

По мнению Мэтью Болла, еще на этапе разработки Метавселенной появятся новые профессии и развлечения. Здесь огромные возможности для партнерского маркетинга и арбитража.

Метавселенная - единое пространство, которое объединит разные сервисы. А значит еще больше аудитории. Одна экосистема, где можно активно продвигать продукты для геймеров, ЗОЖников, гемблеров, предпринимателей, блогеров, продавать одежду, аксессуары, косметику книги. И в дополнение - огромный рынок виртуальных предметов, от скинов для аватаров до мебели и целых виртуальных домов.

Метавселенная частично заменит реальную жизнь - посетители здесь будут проводить намного больше времени, а это огромный массив поведенческих данных. Можно точно отследить распорядок дня, привычки, увлечения, уровень здоровья: гарнитура уже сейчас с высокой точностью захватывает мимику, телодвижения. Существует софт, который оценивает пульс, давление по лицу с помощью фотокамеры. Вероятно по походке и плавности движений ИИ выявит проблемы с суставами. Как итог - точность таргетинга приближенная к 100%.

Можно продавать препараты для похудения, лекарства от артрита или давления реально тем людям, которые в них нуждаются. Появится возможность точно планировать рекламу по времени: днем офферы для бизнеса, вечером - развлечения. И по месту: дома - стриминговые сервисы или новые фильмы, в парке - продвижение концертов, сервисов для знакомства.

Пока рано говорить о форматах рекламы в Метавселеной. Вероятно, будут доступны баннеры внутри виртуальных приложений (в мессенджерах, например) и аналог наружной рекламы: баннеры, брандмауэры, бегущие строки, лайтиксы, небольшие объявления, которые будут размещаться в общественных зонах, комнатах для работы, развлечений. Отдельное поле для фантазии - 3D. Например, вместо всплывающего баннера в парке или на концерте к вам подойдет виртуальная 3D-девушка, которая проведет презентацию магазина или поманит за собой в казино. Или появится голограмма с трехмерной демонстрацией телефона, который даже можно подержать в руках и получить опыт использования.

3В-комната в Meta

Вероятно, возможности инструментов значительно расширяться. Марк Цукерберг заявил, что пользователи смогут сами создавать скины и даже строить новые здания. Отличная возможность создавать рекламные витрины продвигаемых товаров или новые общественные места с “встроенной” нативной рекламой. Это может быть и строительство или аренда “виртуальных магазинов” с витриной и движущиеся голограммы.

Скорее всего, в виде комнат будут “строиться” лендинги. Появляется небольшой баннер с приглашением перейти. Внутри можно сделать пару спинов в слот машине или познакомиться с девушкой, которая приглашает зарегистрироваться и продолжить общение в приватной обстановке.

Одно точно понятно - в таком мире люди будут потреблять еще больше, чем сейчас. И запуск метавселенной только увеличит объемы онлайн-коммерции. Доля цифровых продуктов значительно увеличится.

Но для арбитражника есть и недостатки. Вероятно, подходы и вертикали, которые хорошо работают в “двухмерном интернете” в экосистеме Facebook Metaverse будут невостребованным. Это касается дейтинга - искать друзей будет намного проще в виртуальной вселенной с возможностью “телепортироваться”. Изучать принципы продвижения в Метавселенной можно на таких платформах как Fortnite, Baidu - Xi Rang, Alt Space или других аналогах. Поэтому нужно уже сейчас проявлять больше гибкости. И быть готовым создавать креативы в 3D.

Что в итоге…

Метавселенная Facebook - смелый шаг даже для такого гиганта, как Facebook (теперь Meta). Но Марк Цукерберг настроен оптимистично и уверенно идет к цели. У него есть крутые разработчики, технологии, многомиллиардный бюджет. Ожидаемо, что и в этот раз у него получится перевернуть цифровую индустрию, как когда-то случилось с Фейсбуком.

Что остается нам? Следить и при первой возможности идти за ветром перемен и использовать все возможности новой технологии в свою пользу.

FAQ

Почему фейсбук переименовали в Meta?
Целей несколько. С одной стороны - маркетинговый ход, подчеркнуть, что это больше, чем социальная сеть, это корпорация, которая управляет несколькими продуктами. Также ребрендинг связан с новой концепцией развития. Главный акционер и основатель планирует превратить компанию в Метавселенную.
Сколько стоят акции Мета?
Котировки постоянно колеблются: в 2021 году они сначала выросли с 255 долларов за акцию до 379 долларов, к концу года подешевели до 330-340 долларов. В январе 2022 года акции корпорации постепенно опустились до 303 долларов.
Что такое Метавселенная Цукерберга?
На современном этапе это компьютерная симуляция с открытым миром, где можно развлекаться (посещать концерты, играть), общаться (опция мессенджера или социальной сети), работать (функция совместной работы), вести бизнес (открывать виртуальные магазины, запускать рекламу). В концепции Марка Цукерберга это новый формат взаимодействия с контентом и приложениями. Вместо двухмерных сайтов будет виртуальное 3D пространство, куда можно попасть с помощью шлема VR/AR. Метавселенная - это как новое поколение web. Виртуальный мир со встроенными приложениями и сервисами.
На каком этапе проект сейчас?
Марк Цукерберг начиная с 2014 года постепенно идет к превращению Фейсбука в Метавселенную. За это время он купил несколько стартапов в сфере виртуальной реальности, включая производителя VR-гарнитур Oculus и разработчика Reality Labs. В 2021 году появилась игра с открытым миром Facebook Horizon, где реализованы принципы метавселенной, запущен сервис для совместной работы (трехмерный zoom) Horizon Workrooms. Первые проекты - это больше про демонстрацию возможностей. Пока до создания полноценной Метавселенной, которая стала бы новым стандартом интернета и смогла объединить все проекты, далеко. По заявлению Цукерберга - не раньше 2026 года.

Здравствуйте! У вас включен блокировщик рекламы, часть сайта не будет работать!