Каким был 2021 год для индустрии глазами наблюдателя. Новогоднее эссе о праздниках и трагедиях русского арбитража.
Иногда чтобы что-то понять лучше, имеет смысла взглянуть на предмет со стороны. Например, чтобы понять нелепость некоторых человеческих дел, полезно представить как на них смотрели бы инопланетяне. Представьте – прилетают инопланетяне и видят, что люди делят ядерное ядро, получают ток, сохраняют его и передают на расстоянии, на расстоянии кто-то этот ток принимает, заряжает энергией портативную вычислительную машину со встроенной видеокамерой, а потом этот кто-то пердит на зажигалку и выкладывают видеозапись в общий доступ для всего человечества. Да инопланетяне бы <матерное слово означающее крайнюю степень недоумения>!
Так как я не работаю с трафиком, не монетизирую его, не добываю, не покупаю и вообще не являюсь участником, так сказать, производственной цепочки денег, я выступаю просто наблюдателем. В этом эссе я расскажу, что интересного я подметил об индустрии в 2021 году, а подметить было что!
Зачем вам это читать, спросите вы? По-крайней мере это хорошо написано, развлечетесь, а еще взглянуть на себя со стороны может быть очень полезно.
Человеку – нужен человек.
Выдающийся мыслитель Станислав Лем писал: Мы вовсе не хотим завоевывать космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с другими мирами. Нам не нужно других миров. Человеку нужен человек.
2020 был годом без встреч и в 2021 стало понятно насколько они важны для сообщества. Люди ездят на конференции не для того чтобы бы делать бизнес, делать бизнес можно и в он-лайн, сейчас нет ни одного дела, которое нельзя сделать по интернету. Президенты по интернету дела решают, что уж говорить о нас. Люди ездят на конференции для того чтобы встречать старых друзей и заводить новых, куражиться, напиваться, нюхать цветы, ходить в баню, заводить романы и спать с красивыми женщинами. Перефразируя Лема, можно сказать – арбиржаникам не нужны гоночные автомобили и цацки, как у артистов румынского цирка – арбитражникам нужны арбитражники (то есть люди), просто не все это еще осознали.
Первая крупная конференция года состоялась в Дубае, не смотря на то, что она была нишевая и не самая раскрученная, туда приехало много людей из СНГ. Я тоже ездил посмотреть. И первое, что бросалось в глаза – это радушие, радость встречи. Я видел, что все друг по другу соскучились и эта интимность, в хорошем смысле слова – приятная особенность нашего маленького свечного заводика. Думаю, что 2021 стал годом осознания камерности индустрии. Тут все друг друга знают и все друг о другу скучают.
Арбитражник, арбитражник – у тебя сегодня праздник
Говоря о конференциях, стоит заметить, что их стало очень много и уровень их заметно вырос. На Кинзу я пригласил двух товарищей, один ведет свое шоу на телевидении о путешествиях, и видел в этом мире всякое, был настолько обескуражен, что захотел устроиться заливалой кому-нибудь в команду. Другой – Дэвид Экс из Америки уверен, что арбитражников спонсирует Владимир Путин, а я работаю на ФСБ.
Такое ощущение, что на индустриальных мероприятиях решают проблемы глобальной экономики и фундаментальной науки, а не обсуждают как обойти ограничения Facebook, чтобы рекламировать крем для увеличения пенисов. Умопомрачительно!
Летом в Москве прошло аж три крупные конференции: одна от Хитрова, не помню как она называется, еще Кинза и Мак. Я ездил на все три. Мне кажется, что на чемпионат мира по волейболу тратят меньше денег. Кто не был на русской арбитражной конференции – не знает, что такое кутёж, думаю, что в России так не кутили со времен суаре Феликса Юсупова в доме на Мойке.
Помимо конференции прошло с десяток громких вечеринок от Сочи до Петербурга. В воздухе стоит аромат праздника, хоть топор вешай: кубинцы крутят сигары, куртизанки развлекают танцами, шампанское льется рекой, на сцене трясет половыми губами рэпер Джиган.
На этот счет есть такое наблюдение – люди в России, в нашем бизнесе в особенности, не чувствуют безопасности относительно своих денег, их сохранения, а поэтому предпочитают прожигать их с помпой.
На мой взгляд, 2021 - был самым праздничным годом за всю историю наблюдения.
Пир во время чумы
Не смотря на всё это внешнее великолепие: спортивные автомобили, игристые вина из региона Шампань, кубинские сигары и престарелых рэперов – риски в индустрии растут, кольцо сжимается – и это кольцо анальное.
Начинался год с того, что в России по <матерное слово означающее женские половые органы> пошли платежки в казино. Это разорило некоторые команды и даже нетворки. Одним мановением руки Центробанк сбрил немало бизнесов.
А к концу года Google начал серьезно заниматься продавцами аккаунтов и платежных инструментов. И если еще в мае, сидя в Дубае, СЕО одной из пострадавших компаний приглашал меня в их офис на 150 человек в Москва-Сити пить пятидесятилетний коньяк, то сегодня этой компании попросту не существует.
Это прогулка по очень тонкому льду. Один из дружественных мне нетворков полностью закрыл направление Фейсбук, потому что кампании попросту не запускаются. Webmoney закрыл возможность денежных переводов, а Центробанк стал тщательнее проверять все платежи, в том числе небанковские. Есть еще ряд проблем, о которых вы и сами знаете.
Повторяю – кольцо сжимается и это кольцо анальное.
Четвертая власть всласть
На этом фоне удивительным образом развиваются арбитражные медиа. Я не называю это журналисткой, потому что люди, которые пишут о попсах – это не журналисты. Журналисты в России работают в Новой Газете, убиты или сидят в тюрьме, а те кто пишет о попсах – это работники медиа, тем не менее – медиа эти процветают.
В 2021 году появилось несколько сильных игроков, с серьезным системным подходом, включая ресурс, на котором вы читаете этот текст. Очевидно, что не все проекты созданы с целью зарабатывать деньги, некоторые из них созданы с целью оказывать на рынке влияние, то есть осуществлять в том или ином виде власть над происходящими процессами. Это интересно наблюдать. Рынок становится более плотным, в том смысле, что его определяет некоторое количество очень крупных игроков, нежели большое количество частных лиц.
Я думаю, что в 2022 эта тенденция будет только усиливаться, как будет расти и конкуренция между субъектами отношений. Медиа будет все больше и больше становиться рупорами их собственников, для которых медиа далеко не главный бизнес.
Будет ли место на рынке медиа действительно независимым? Вопрос открытый, но конкурировать с корпоративными деньгами очень сложно.
Все будет хорошо
Все меняется. Фейсбук банит. Гугл давит. Пандемия бушует. Мир на пороге войны. Но все будет хорошо, может быть не конкретно у вас, но всенепременно будет. Переживали и не такое, а что до каждого из нас – разве велика важность? Всех с Новым Годом. Будьте бесконечно счастливы! И пусть ощущение праздника не покидает вас даже во время чумы!
Я Рома Сит