Кристина Степуро Кристина Степуро написал 03.04.2024

MVP

Кристина Степуро Кристина Степуро написал 03.04.2024
19 мин
0
1177
Содержание

MVP помогает предпринимателю быстрее привести идеи к воплощению, снизить риски, избежать потери ресурсов на производство товаров, которые окажутся неинтересными клиентам. Минимально жизнеспособный продукт — элемент разработки, который важен для бизнеса и для инвесторов.

banner banner

Мы разберем определение MVP, зачем он нужен для компании или предпринимателя, как его тестировать. В статье будут также примеры использования минимально жизнеспособного продукта.

Для чего нужен MVP

MVP, Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт — базовая версия продукта с минимально необходимым набором основных функций, нужных для выполнения задач клиентов.

Главная идея — быстро запустить товар или услугу на рынок с минимальными затратами на разработку. Такой продукт помогает собрать обратную связь от клиентов или пользователей, применить ее для улучшения и добавления новых функций. Термин создал в 2001 году Фрэнк Робинсон, руководитель консалтинговой компании SyncDev. Робинсон определял, что MVP включает одновременное развитие и разработку плюс параллельное исследование целевой аудитории.

Основные черты МЖП:

  • Минимальное число главных функций. Это первая жизнеспособная версия. Она включает необходимые опции, чтобы товар мог решить основные задачи и проблемы своих клиентов.
  • Быстрое развертывание. Цель — запустить продукт на рынок быстро, даже если он далек от полной готовности.
  • Итеративное улучшение. На основе обратной связи команда разработчиков постепенно совершенствует товар, добавляя новые функции, улучшая существующие.
  • Экономия. Запуск минимально жизнеспособного продукта помогает сэкономить деньги и ресурсы на разработку. Команда фокусируется только на важных функциях, а не на полном комплексе возможностей.
  • Основанность на анализе. Решения, какие функции включать, какие изменения внести, принимаются на основе анализа информации о поведении пользователей.

MVP - что это такое
Определение MVP

Задачи, которые решает МЖП:

  • Проверка идеи. Минимально жизнеспособный продукт помогает быстро проверить, будет ли товар востребован, интересен ли он пользователям.
  • Минимизация рисков. Разработка MVP для стартапа снижает риск неудачного вывода на рынок.
  • Определение приоритетов. Используя обратную связь, полученную из MVP проекта, команда понимает, какие функции важны.
  • Поиск инвестиций и клиентов. Работающий MVP помогает привлечь внимание инвесторов, первых пользователей.

Примеры вариантов MVP
Версии MVP

Разработка МЖП полезна:

  • Стартапам. MVP помогает быстро проверить гипотезы о товаре не в теории, а на практике. Благодаря минимально жизнеспособному продукту стартапы могут быстрее выйти на рынок.
  • Крупному бизнесу. Для больших компаний первая жизнеспособная версия используется для тестирования новых идей, сокращения времени на разработку.
  • Разработчикам. MVP модель помогает сосредоточиться на главном, избежать ненужных функций, создать базовый набор опций, решающий проблемы или задачи пользователей.
  • Клиентам. MVP помогает получить доступ к базовой версии, начать пользоваться, давать обратную связь, насколько продукт удобен, интересен и что можно улучшить.
  • Инвесторам, финансовым аналитикам. Жизнеспособная версия — инструмент для оценки потенциала нового товара или бизнес-идеи.

Виды mvp

Существуют различные виды MVP.

Выдуманный продукт

Особенности: создает иллюзию функции, но когда пользователь пытается ее использовать, то видит сообщение о том, что функция еще не готова. Это помогает узнать спрос на функционал без необходимости полной реализации.

Применение: выдуманный продукт используют для оценки интереса к новым функциям до их разработки.

Пример: интернет-магазин добавляет кнопку "Купить сейчас" для новой категории товаров, но при нажатии пользователь видит сообщение, что эта функция будет скоро доступна.

Консьерж MVP

Особенности: предполагает обслуживание клиентского запроса вручную, без автоматизации. То есть команда разработки после получения заказа от клиента делает операции руками, без программного обеспечения.

Применение: помогает собрать обратную связь пользователей из первых рук. Подходит для сфер, где возможно заменить автоматические операции на ручные. Можно экономить ресурсы, так как не нужно поддерживать полноценную автоматизированную систему.

Примеры: сервис предоставления консультаций: клиент пишет запрос через сайт, а сотрудники поддержки отвечают вручную без автоматизации.

Посадочная страница

Особенности: одностраничный сайт, который разработан для тестирования спроса на товар или услугу до его полного развертывания. Лендинг содержит минимум информации, фокусируется на главном сообщении или предложении.

Применение: позволяет собирать контакты пользователей, оценивать реакцию на предложение, тестировать варианты дизайна, текста.

Примеры: веб-страница с формой предварительной регистрации для нового сервиса или приложения. Страница с описанием предполагаемого продукта или функций с просьбой оставить электронную почту для уведомлений о его запуске.

Поэтапный (разрозненный) MVP

Особенности: разработку делят на этапы, каждый из которых добавляет новые функции, улучшения к базовой версии. Каждый этап выпускается после получения обратной связи пользователей на предыдущих этапах.

Применение: те сферы, где важно постоянное внимание к предпочтениям пользователей — разработка софта, мобильных приложений, запуск новых интернет-сервисов.

Пример: базовая версия приложения с необходимым набором функций, затем — добавление функций, интеграций, расширение, исправление выявленных ошибок.

Однофункциональный продукт

Особенности: включает только одну главную функцию. Цель — показать клиентам ценность товара, проверить спрос.

Применение: подходит для проверки интереса к новой функции, которая может быть добавлена в существующий продукт или предложена как самостоятельная услуга.

Пример: мессенджер WhatsApp в 2009 году разработал MVP только с функцией голосовых сообщений. Разработчики планировали понять, будет ли такая функция популярна.

Прототип

Особенности: представляет иллюзию полноценного товара, но функционал обеспечивают вручную или с помощью автоматизации внутри команды. Это помогает быстро проверить идею, экономя на разработке полнофункциональной системы.

Применение: подходит для проверки реакции пользователей на новую идею.

Пример: прототип мобильного приложения для заказа еды, но заказы обрабатываются операторами вручную, чтобы проверить интерес пользователей к такому сервису.

Предзаказ

Особенности: представляет стратегию, когда команда предлагает предварительно заказать продукт до полного развертывания или выпуска на рынок. Предзаказы помогают построить базу клиентов еще до запуска, что даст начальную аудиторию, сократит время, необходимое для достижения точки окупаемости.

Применение: помогает оценить спрос на товар или услугу еще до полного развертывания, принять решение об инвестициях в разработку, маркетинг.

Примеры: музыкант предлагает фанатам предзаказать новый альбом, давая доступ к нескольким трекам из него в качестве бонуса. Стартап, разрабатывающий онлайн-курсы, предлагает предзаказ на доступ к курсу по льготной цене перед запуском.

❗❗❗ Читайте еще: Этапы развития стартапов - весь жизненный цикл бизнеса

MVP Флинстоуна

Синоним - «Волшебник страны Оз» (Wizard Of Oz MVP).

Особенности: разрабатывают с минимальными технологиями или без них. Название возникло от мультсериала "Флинстоуны", где персонажи живут в каменном веке, используют примитивные инструменты для повседневных задач. Этот вид отличается легкостью в разработке, так как не требует сложной технической экспертизы или больших инвестиций.

Применение: помогает тестировать товар или идею с минимальным бюджетом. Этот вид можно использовать в разных отраслях: от розничной торговли до образования и здравоохранения.

Пример: ресторан, который тестирует новые блюда, предлагая гостям в качестве спецпредложения без изменений в меню.

MVP-контент

Особенности: создается минимальный объем контента, помогающий протестировать интерес к идее продукта. Производство контента требует меньше ресурсов, времени, чем полноценная разработка товара или услуги.

Применение: помогает оценить, насколько интересна идея для пользователей, собрать обратную связь от них.

Пример: видео-анонс нового онлайн-курса, показывающий краткий обзор содержания обучающей программы.

Сбор средств

Особенности: представляет стратегию для проверки спроса на платформах краудфандинга. Идея — предложить товар на платформе, проверить, достаточно ли людей готовы вложить деньги в проект. Если кампания по сбору средств успешна, это даст дополнительное финансирование для развития продукта или услуги.

Применение: проекты, связанные с культурой, искусством, социальные проекты.

Примеры: фирма запускает кампанию на Kickstarter для финансирования разработки гаджета; художник использует платформу Patreon для сбора пожертвований от фанатов.

Как сделать mvp: этапы разработки

Создание MVP включает 8 этапов.

Определение принципов создания

Минимально жизнеспособная версия должна включать только самые важные, необходимые функции, решающие основные задачи и проблемы пользователей. Эти функции также должны помогать достигать бизнес-целей: если клиентам нравится продукт, он полезен для них, будут расти продажи и бизнес от этого выигрывает. Нужно сосредоточиться на создании ценности.

При определении принципов создания можно ориентироваться на:

  • Итеративное улучшение. Создание — процесс, а не конечный продукт. Важна постоянная работа над улучшением на основе обратной связи.
  • Направленность на клиента. Все решения и разработки должны быть ориентированы на решение проблем конечных клиентов.
  • Экономию. МЖП должен создаваться с наименьшими расходами на разработку.
  • Проверку гипотез. МЖП представляет тестовую версию, которая используется для проверки гипотез о его спросе, эффективности.

Продукт должен быть гибким, адаптивным. Гибкость помогает быстро реагировать на изменения в условиях окружающей среды.

Поиск ЦА

Для успешного создания нужно определить и привлечь свою узкую целевую аудиторию, работа с широкой аудиторией - ошибка:

  • Определение характеристик. Если уже есть данные о клиентах, на их основе выявляют общие паттерны в поведении, предпочтениях.
  • Создание портрета покупателя. Нужно определить основные характеристики типичного целевого пользователя — возраст, пол, образование, профессия, интересы, поведение. Затем аудиторию стоит разбить на сегменты.
  • Поиск и взаимодействие с целевой аудиторией. Для общения с клиентами можно использовать социальные сети, онлайн-сообщества, группы, форумы, связанные с отраслью бизнеса, темой. Можно проводить опросы среди целевой аудитории, провести интервью для более глубокого понимания ожиданий.
  • Тестирование гипотез. Для тестов можно запустить небольшие кампании или промо-страницы для привлечения внимания, оценки интереса к идее.
  • Анализ результатов, адаптация. Нужно оценить результаты, собранную обратную связь, определить, насколько успешно прошло привлечение целевой аудитории. Полученные данные используют для корректировки самого товара и маркетинговой стратегии.

Изучение рынков и конкурентов

Для исследования рынка, конкурентов потребуется:

  • провести анализ текущего состояния рынка, его размера, тенденций развития;
  • определить ниши, которые пока не заняты или недостаточно насыщены конкуренцией;
  • определить лидеров на рынке, их стратегии;
  • оценить потенциал рынка для продвигаемого продукта;
  • исследовать продукты конкурентов, цены, стратегии маркетинга, сильные, слабые стороны;
  • найти и выделить возможности для улучшения или инновации, выделяющие товар или услугу среди конкурентов.

Проведение SWOT-анализа

SWOT-анализ включает в себя:

  • Анализ сильных сторон. Нужно определить преимущества товара, функции, делающие продукт интересным для пользователей, оценить уровень экспертности и ресурсы своей команды, которые помогут в разработке.
  • Анализ слабых сторон. Предстоит определить ограничения, недостатки продукта, выявить проблемы, с которыми может столкнуться команда. Следует учитывать все виды проблем: с финансированием, ресурсами, временем, маркетингом.
  • Анализ возможностей. Нужно определить тенденции на рынке, в отрасли, которые могут создать возможности для разработки. А также оценить потенциал роста рынка в ближайшие несколько лет, новые технологии, изменения в регулировании.
  • Анализ угроз. Нужно понять потенциальные угрозы или препятствия, которые могут влиять на успешность, оценить возможные действия конкурентов. Понадобится предусмотреть влияние внешних факторов — экономическая нестабильность, изменения в законодательстве, в поведении аудитории.

Определение функций

Чтобы определить функции, нужно рассмотреть:

  • Результаты проведенного анализа аудитории. Нужно выяснить проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные клиенты, как товар может решить их.
  • Основные задачи, цели. Предстоит понять, какие задачи пользователи пытаются выполнить с помощью продукта, какие цели ставит перед собой бизнес, разрабатывая MVP. Например, решение конкретной проблемы, улучшение клиентского опыта.
  • Главные функции. Нужно сформировать список функций, которые товар должен иметь, чтобы помочь клиентам выполнить свои задачи.
  • Выставление приоритетов. Можно ориентироваться на значимость, выяснить, какие опции важны для включения в первую версию, а какие можно отложить на следующие итерации.

Используя выбранные функции, можно начать разработку, фокусируясь на реализации минимального набора опций.

❗❗❗ Это интересно: Риски в бизнес-плане - как провести их анализ

Выбор методов разработки и управления

Приведем примеры методов разработки:

  • Scrum — итеративный подход к разработке, основанный на разделении работы на короткие циклы (спринты), обычно от 1 до 4 недель. Команда работает над набором задач, поставленных в начале спринта, по итогам каждого спринта показывает заказчику готовый инкремент продукта.
  • Kanban — визуальный метод управления проектами, представляет доску со столбцами, на которой задачи прописываются в карточках. Команда перемещает карточки по доске из левых столбцов вправо, отображая текущий статус работы над проектом.
  • Lean Startup — методология, которая фокусируется на быстром запуске с наименьшими расходами. Lean Startup включает создание быстрых итераций, получение обратной связи, применение этих данных для быстрого обучения, коррекции курса.
  • Прототипы — метод, помогающий быстро создавать концептуальные модели продукта для демонстрации, тестирования функций. Прототипы могут быть бумажными, интерактивными, цифровыми.
  • DevOps — культурный и технологический подход, который объединяет процессы разработки и операционную деятельность для автоматизации сборки, тестирования, развертывания программного обеспечения.
  • Дизайн-мышление — методология, которая подчеркивает значимость эмпатии с пользователями, глубокого понимания их потребностей, создание инновационных решений. Это определение проблемы, исследование, идеация, прототип, тестирование.
  • Экстремальное программирование (XP) — методология разработки ПО. Основана на тесном взаимодействии всех участников проекта: от исполнителей до заказчиков.

Выбор метода разработки зависит от потребностей, особенностей проекта, предпочтений команды разработчиков. Нужно выбрать метод, который соответствует целям, срокам, ожиданиям по результатам.

Тестирование mvp

Тестирование помогает собрать обратную связь от реальных пользователей, определить, насколько успешно продукт решает их потребности. Есть две основные стадии тестирования:

  • Альфа-тестирование. Оно проводится внутри организации разработчиков перед выпуском на рынок, позволяет выявить ошибки до того, как продукт будет представлен широкой аудитории. Цель — проверить функционал в контролируемой среде. Примеры методов: тестирование на предмет выявления ошибок (багов) вручную или с помощью софта, проверка соответствия функциональным требованиям, ожиданиям пользователей по чек-листам, регламентам.
  • Бета-тестирование. Проводится с внешними клиентами или пользователями в реальных условиях перед официальным запуском, выявляет потенциальные проблемы. Цель — проверить, насколько хорошо разрабатываемый товар или услуга соответствует ожиданиям целевой аудитории, выявить то, что можно улучшить перед официальным запуском. Примеры методов: открытые или закрытые пилотные программы, анализ метрик использования продукта.

Тестирование стадий MVP — это итеративный процесс, результаты должны быть использованы для улучшения на следующих этапах.

❗❗❗ Читайте еще: LTV в маркетинге - что это и как рассчитать

Запуск проекта и анализ результатов

Успешность MVP продукта оценивают с учетом количественных, качественных показателей, учитывают их в разные временные интервалы для полного анализа:

  • Через 3 месяца можно анализировать количество пользователей, которые активно используют товар. А также Retention rate или процент тех, кто продолжает использовать продукт после первого взаимодействия с ним; конверсию в целевые действия. Можно собрать данные о том, насколько пользователи удовлетворены, их оценки, обратную связь, выявить основные проблемы, узкие места.
  • Через 6 месяцев можно анализировать динамику роста активных пользователей, а также динамику retention rate по сравнению с предыдущим периодом; процент увеличения дохода от продаж. Можно провести оценку улучшения клиентского опыта на основе обратной связи, результатов тестирования, изучить изменения в конкурентной среде, реакцию аудитории на эти изменения.
  • Через 12 месяцев можно анализировать увеличение конверсии из маркетинговых каналов, снижение стоимости привлечения новых пользователей, ROI. А также провести оценку уровня лояльности пользователей к бренду, изучить динамику рынка, изменения в поведении аудитории.

На основе этих данных можно обновлять стратегию продукта.

Этапы разработки MVP
Этапы MVP

Ошибки при создании mvp

Эти ошибки снижают эффективность проекта:

  • Излишняя экономия. Некоторые команды слишком много внимания уделяют минимизации затрат. Это приводит к недоработкам. Продукт может оказаться сырым, неполноценным, неспособным решать свои задачи, что приведет к потере ресурсов.
  • Путаница между MVP и PoC (Proof of Concept). Это приводит к созданию товара, который не решает проблем или не имеет потенциала для развития.
  • Недостаточное внимание к потребностям пользователей. Команды могут слишком сосредоточиться на технических аспектах, игнорируя ожидания реальных клиентов. Товар будет не интересен клиентам.
  • Отсутствие плана масштабирования. Проект может испытывать проблемы при масштабировании, перестать соответствовать ожиданиям растущей аудитории, что приведет к его быстрому устареванию.

Пирамида MVP
Пирамида MVP. Ошибка - создавать продукт, где реализованы только базовые функции не полностью

Примеры минимальных жизнеспособных продуктов

Вот примеры брендов, компаний, которые предложили рынку успешный минимально жизнеспособный продукт.

Сервис бронирования Airbnb. Проект запущен в 2007 году двумя американцами — Брайаном Чески и Джо Геббиа. Идея возникла с того, что приятели снимали квартиру, и у них закончились деньги на аренду. Будущие бизнесмены узнали, что в городе проходила большая конференция, а все гостиницы оказались заняты. В арендуемой квартире Чески и Геббиа сделали дополнительные спальные места в виде надувных матрасов. Они создали лендинг, разместили там объявление о месте для ночлега и утреннего завтрака. Эта базовая версия оказалась настолько успешной, что бизнесменам удалось найти инвесторов, развить бизнес по предоставлению жилья в известную компанию Airbnb — Airbed and Breakfast. Клиенты Airbnb могут забронировать ночлег в 191 стране.

Airbnb - пример MVP
Airbnb

Маркетплейс Monogreen. Основная фишка этого маркетплейса — продажа экологичных товаров. Разработчики проекта — команда Simtech Development — сначала предложили рынку MVP свое приложение. Это был небольшой интернет-магазин эко-косметики. Спрос показал, что покупатели заинтересованы в “зеленых” продуктах. Разработчики создали уже крупный маркетплейс. Кроме косметики, там продаются одежда, аксессуары, игрушки, продукты питания. Проект постоянно дорабатывается: команда расширяет ассортиментную матрицу, ищет наиболее удобные интеграции с банками, добавляет полезные функции, например, холдирование средств покупателя при оплате.

Пример MVP - Monogreen
Monogreen

Сервис Buffer. Buffer — это онлайн-инструмент для отложенного постинга в соцсетях. Его минимально жизнеспособный продукт — лендинг. Для сбора обратной связи, общения с потенциальными клиентами лендинг имел форму регистрации, где желающие могли оставить свой Email. Когда команда разработчиков собрала достаточно данных о потенциальных клиентах, она стала тестировать ценообразование. На лендинг добавили информацию о разных тарифах. Лендинг позволил разработчикам Buffer собрать базу подписчиков, доработать те функции, которые были нужны клиентам.

Сервис Buffer
Buffer

Обувной магазин Zappos. Известный на весь мир магазин обуви Zappos начинался как гибрид Консьерж MVP и выдуманного продукта. Основатель магазина Ник Свинмерн, чтобы изучить спрос, создал сайт с фотографиями обуви. Свинмерн посещал обувные магазины, фотографировал там товары, выставлял на сайт. Люди заказывали обувь, Свинмерн сам вручную обрабатывал заказы, шел в магазины, выкупал обувь, доставлял покупателям. Затем он открыл собственный интернет-магазин.

Zappos - пример MVP
Zappos

Заключение

Мы обсудили, что такое MVP в бизнесе, его принципы, задачи, выявили виды, ошибки, которые стоит избегать. МЖП— это не только способ избежать многих рисков, но и отличный инструмент для сбора обратной связи, быстрого внесения улучшений в продукт. Использование минимально жизнеспособного продукта сокращает время до запуска, оптимизирует расходы. Этот подход позволяет эффективно использовать ресурсы, уделяя внимание наиболее важным аспектам функционала.

FAQ

На чем лучше фокусироваться при запуске mvp?
При запуске важно сосредоточиться на нескольких аспектах. Это определение целей, целевой аудитории, главных функций, постановка четких и коротких сроков по запуску, постоянный сбор аналитики, обратной связи для доработки и улучшения. На всех этапах нужно вовлекать команду в разработку, тестирование.
Тестирование относится к этапам генерации mvp?
Да, тестирование относится к этапам генерации, является критическим шагом, который помогает проверить, востребован ли продукт, перед тем как запускать его. Тестирование включает проверку функций, удобства использования. Цель — убедиться, что МЖП соответствует ожиданиям пользователей, устранить возможные ошибки, баги.
Между какими блоками целесообразнее всего создавать mvp?
Создание MVP целесообразно между блоками, которые обеспечивают минимальный, но достаточный функционал для решения основных потребностей целевой аудитории: идея/планирование, проектирование/разработка, тестирование/итерации, запуск/масштабирование. Выбор блоков для создания MVP зависит от специфики продукта, его целей, доступных ресурсов.
Чем прототип отличается от mvp?
Прототип и MVP — две разные концепции. Они обе используются в разработке. Цель прототипа — показать идею, чтобы собрать обратную связь, внести изменения до начала разработки. Цель MVP — создать минимальный набор функций для решения основных проблем. Прототип может быть незавершенным, не иметь всех опций, предполагаемых для конечного продукта. МЖП должен быть достаточно завершенным, функциональным, чтобы клиенты могли использовать его.
Что является главной целью создания mvp?
Главная цель — проверка идеи и продукта на реальных пользователях с минимальными затратами. МЖП помогает определить, действительно ли разрабатываемый товар решает проблему, имеет ли потенциал на рынке. Создание позволяет минимизировать риски, связанные с разработкой и запуском нового продукта.

Здравствуйте! У вас включен блокировщик рекламы, часть сайта не будет работать!